Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью

Образование и воспитание » Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся » Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью

Страница 3

В процессе коррекционно-педагогической работы применяются такие приемы как:

коллективное и индивидуальное рассматривание произведений искусства и различного наглядного материала с последующим обсуждением, многовариативная демонстрация произведений разных авторов на одну и ту же тему;

самостоятельное и специально организованное наблюдение различных объектов и явлений с последующей зарисовкой после просмотра;

демонстрация приемов работы;

индивидуальное и коллективное выполнение упражнений;

коллективная и групповая работа с выбором лидера;

сочетание восприятия с художественным словом;

просмотр и обсуждение мультфильмов и др.

Творческой самореализации детей также способствуют:

направленность всех видов деятельности на эмоциональное переживание художественного образа;

использование сравнений и широких ассоциаций с опорой на личностное восприятие детей и корректную помощь педагога;

свобода в творческой деятельности и отсутствие системы ограничений;

выяснение педагогом и детям волнующих их вопросов, при этом восприятие искусства и беседа органично переходят в деятельность по созданию собственного художественного образа и т.д.

Использовались и специфические методы, направленные на формирование операциональных компонентов творческого воображения. Таким методам свойственна определенная модель: «объект – преобразование признака через изменение его значения – новый объект». Например, объект – лев, преобразование признаков – все части тела зверя стали квадратными и зелеными, новый объект – зеленый Квадролев и т.п.

Метод морфологического анализа предполагает осуществление мыслительных операций комбинаторного характера с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали наглядно выставляются различные показатели. Например, по вертикали картинками обозначаются разные виды животных, а по горизонтали – части их тела. После заполнения таблицы выбираются некоторые значения (особенности частей тел разных животных) и создается фантастический зверь, у которого голова от крокодила, туловище свиньи, хвост змеи, ноги петуха и т.д.

Метод фокальных объектов позволяет установить ассоциативные связи одного объекта с другими либо с их признаками. Для этого выбирается несколько объектов (например, человек, тюльпан, колокольчик), у которых выявляются специфические признаки. Затем признаки переносятся на рассматриваемый объект (например, ромашку). Так появляется волшебная ромашка с улыбающимся лицом, фиолетовыми лепестками и листьями тюльпана.

Метод эмпатии позволяет сделать незнакомое знакомым, привычное – чуждым. Такого рода деятельность предусматривает использование личностного уподобления (отождествление самого себя с чем-то либо кем-то и сопереживание объекту в этом состоянии). Например, ребенок должен представить себя определенным зверем, растением, предметом и рассказать, что он чувствует, как действует и т.д. В частности, детям предлагается игра «Больные вещи», в процессе которой каждый ребенок от имени обиженных нерадивым хозяином вещей рассказывает о «своих бедах», а затем изображает придуманную ситуацию.

Применяются также типовые приемы фантазирования, в основе которых лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы, причем важно довести какой-либо признак до крайней степени проявления или полностью его уничтожить:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Диагностика навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта
На практическом этапе исследования с подростками с нарушением интеллекта в коррекционной школе-интернате был проведён тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях. На вопросы теста отвечали учащиеся 8 класса. Возраст учащихся 14-15 лет, всего в классе 12 человек: 7 дев ...

Сущность и основные понятия дистанционного обучения
Последние 10 лет все более проявляется развитие информационных технологий во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в са ...

Факты, влияющие на формирование правосознания дошкольников
Формирование правового сознания личности является результатом правового воспитания, которое предполагает усвоение ребенком старшего дошкольного возраста суммы элементарных правовых представлений; формирование нравственно-правовых чувств; привитие навыков поведения, которые соответствуют требованиям ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru