Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью

Образование и воспитание » Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся » Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью

Страница 2

Педагогу нужно уметь:

не мешать ребенку творить;

быть рядом с ним в этом процессе;

принять и понять его;

довериться ребенку в минуты творческого поиска;

самому быть творцом;

бережно относиться к результатам детского творческого труда.

В процессе коррекционно-педагогической работы применяются общепедагогические методы, позволяющие развивать воображение дошкольников, а также их изобразительные умения для последующего успешного материального воплощения разнообразных образов, и специфические методы и приемы, направленные непосредственно на формирование воображения.

Процесс обучения начинают с объяснительно-иллюстративного метода, позволяющего предъявлять детям информацию разными способами (зрительно, слухо-зрительно и др.). Один из приемов данного метода – демонстрация разнообразного наглядного материала. Так, для формирования воссоздающего воображения и структурных компонентов творческого используются иллюстрации, адекватно отображающие предметы реальной действительности, фотографии, разнообразные натуральные объекты и т.д. В целях формирования операциональных компонентов воображения детям демонстрируются наглядный материал, отражающий способы синтеза образов воображения (агглютинацию, акцентирование, типизацию, гиперболизацию и др.).

Репродуктивный метод, состоящий в многократном воспроизведении (репродуцировании) действий, применяется на занятиях по темам «Лесные жители», «Птицы большие и маленькие» и т.д. Метод реализовывается через различные приемы: упражнения, беседы, описания наглядного изображения объекта и др. Как формы организации деятельности детей предусматривается совместная деятельность детей с педагогом и их самостоятельная работа.

Формированию воображения, развитию творческих возможностей и способностей дошкольников, активизации их познавательной деятельности способствует проблемное обучение, в ходе которого используют исследовательский и эвристический методы, проблемное изложение.

Эвристический метод предполагает решение детьми проблемной задачи с помощью педагога (заданный детям вопрос содержит либо частичное решение проблемы, либо этапы ее решения; может быть использована подсказка, как сделать первый шаг и т.д.). Данный метод эффективно применяется на занятии по теме «Новая планета», где важная роль отводится использованию средств наглядности, беседе, разъяснению, упражнениям и т.п.

Проблемное изложение предусматривает создание проблемной ситуации, раскрытие противоречивости, логики ее решения, доступной системы доказательств. Дети должны следить за логикой изложения, контролировать ее, участвуя в процессе решения. На занятии по теме «Новые сказки» в ходе проблемного изложения применяются: беседа, предполагающая выявление того, как придумать современную сказку и ее иллюстрировать, демонстрация различных фантастических и сказочных образов, практический показ действий и др.

Исследовательский метод обучения направлен на самостоятельное решение детьми творческих задач и активизацию проявления у них различных сторон их творческой деятельности. Например, на занятии по теме «Волшебные цветы» дети должны определить, чем отличаются «волшебные цветы» от «обычных», выбрать способ изображения (рисование при помощи альтернативной техники, в частности, используя акварельные краски и кусочек свечи, либо обычным способом), выполнение коллективного панно или индивидуального рисунка.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Теория создания тестов для системы образования
Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основано на мощной теории и подтверждено многочисленными исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использован ...

Методика проведения вводного инструктажа
В качестве основных в разделе следует определить и обосновать следующие вопросы: содержание проверки знаний и умений, с которыми учащийся приступает к уроку; содержание объяснений мастера; содержание личного показа мастера; последовательность изложения нового материала; методы ознакомления учащихся ...

Система повторения пройденного и справочные материалы учебников и учебных пособий
Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения ка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru