Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Образование и воспитание » Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи » Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 4

Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, перессказов.

Было проведено 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 занятий по развитию связной речи.

Содержание фронтальных занятий по формированию звуковой стороны речи:

Закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода;

Постановка и автоматизация отсутствующих звуков и коррекция искаженно произносимых звуков;

Дальнейшее освоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам глухость –звонкость, твердость-мягкость;

Воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

На индивидуальных занятиях уточнялось произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Осуществлялась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определялись индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.

На индивидуальных занятиях ведётся постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.

На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:

дифференциацию на слух и в произношении звуков по твёрдости-мягкости, глухости звонкости; закрепляются и дифференцируются звуки: ль ы, с, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, з-ш, з-ж, с-ш;

на грамматических категориях: рода, числа, падежа, времени;

на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;

на развитии связной монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;

на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове; определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и обратных слогов, их преобразовании;

на формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, гласные, согласные, глухие, звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

3 период (март, апрель, май)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи – 4 раза в неделю. Содержание этих занятий:

Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал – подъехал – въехал – съехал);

Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов ов, ин, ев, ян, ан;

Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий);

Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов -еньк, -оньк;

Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый – злой);

Уточнение значений обобщающих слов;

Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Расширение значения предлогов;

Отработка словосочетаний с предлогами в соответствующих падежах;

Составление разных типов предложений:

простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить), с противительным союзом или;

сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы);

преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата – встретился с братом), изменением вида (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо);

умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи;

умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий;

закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Особенности организации процесса обучения с позиций компетентностного подхода
В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе - компетентностный подход - как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения ц ...

Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой художественной культуры
Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обу ...

Итенсивность труда на фоне экономики
Установлено, что решающим фактом повышения производительности общественного труда является технический прогресс. В тоже время в специальной экономической литературе и, особенно в практике наблюдается преувеличение значения вещественных элементов процесса труда и некоторая недооценка роли живого тру ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru