Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, перессказов.
Было проведено 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 занятий по развитию связной речи.
Содержание фронтальных занятий по формированию звуковой стороны речи:
Закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода;
Постановка и автоматизация отсутствующих звуков и коррекция искаженно произносимых звуков;
Дальнейшее освоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам глухость –звонкость, твердость-мягкость;
Воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
На индивидуальных занятиях уточнялось произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Осуществлялась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определялись индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.
На индивидуальных занятиях ведётся постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.
На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:
дифференциацию на слух и в произношении звуков по твёрдости-мягкости, глухости звонкости; закрепляются и дифференцируются звуки: ль ы, с, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, з-ш, з-ж, с-ш;
на грамматических категориях: рода, числа, падежа, времени;
на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;
на развитии связной монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;
на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове; определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и обратных слогов, их преобразовании;
на формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, гласные, согласные, глухие, звонкие, мягкие и твёрдые звуки.
3 период (март, апрель, май)
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи – 4 раза в неделю. Содержание этих занятий:
Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал – подъехал – въехал – съехал);
Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов ов, ин, ев, ян, ан;
Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий);
Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов -еньк, -оньк;
Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый – злой);
Уточнение значений обобщающих слов;
Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
Расширение значения предлогов;
Отработка словосочетаний с предлогами в соответствующих падежах;
Составление разных типов предложений:
простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить), с противительным союзом или;
сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы);
преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата – встретился с братом), изменением вида (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо);
умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи;
умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий;
закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);
Статьи по педагогике:
Отечественная педология в истории педагогической
антропологии
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка — «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого — «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России. Глубокий анализ разв ...
Исследование и планирование физкультурного праздника
"Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...
Методы и приемы использования демонстрационныхматериалов
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. Несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, та ...