составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.
Было проведено 17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 36 занятий – по развитию связной речи.
Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводились 2 раза в неделю и содержали следующее:
усвоение звуков л, с, ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
дифференциация звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости, по месту образования;
овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас – са), односложных слов типа «суп».
Задачи периода:
закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей;
изучить т дифференцировать звуки: л,р,л-ль,р-рь,л-р,рь-ль,ч,щ,ч-щ;
закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочинённого и сложносочинённого предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.
По окончании учебного года (май) был проведен контрольный эксперимент в то же группе детей с использованием указанной выше методики (тест различения и выбора фонем). Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента
Имя ребенка |
Оцениваемые критерии | |||
Слоговая структура |
Звуковая структура |
Произношение слогов |
Средние | |
Иван С. |
4 |
3 |
3 |
3,333333 |
Ира С. |
4 |
4 |
3 |
3,666667 |
Валя Т. |
3 |
3 |
4 |
3,333333 |
Ира К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Сергей С. |
4 |
2 |
5 |
3,666667 |
Коля Г. |
3 |
5 |
4 |
4 |
Оля Ш. |
4 |
3 |
4 |
3,666667 |
Лариса Ш. |
4 |
4 |
3 |
3,666667 |
Олег Б. |
4 |
4 |
4 |
4 |
Иван К |
4 |
4 |
3 |
3,666667 |
Среднее значение по группе |
3.7 |
3.5 |
3.6 |
Аналогично констатирующему эксперименту, представим данные графически.
Для наглядности на диаграммах сравним результаты контрольного и констатирующего экспериментов:
Аналогичное сравнение проведем для каждого ребенка с общим нарушением речи отдельно:
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов для каждого ребенка с общим недоразвитием речи
По полученным результатам можно сделать вывод, что обследуемая группа детей имеет показатели фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, способности узнавания, различения и сравнения отдельных звуков в ряду и слов-паронимов выше среднего. Это свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной работы.
Статьи по педагогике:
Средства речевого развития детей
К средствам речевого развития детей относят: общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь воспитателя; художественную литературу; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр). Выделяют следующие принципы развития речи: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развити ...
Общие вопросы методики обучения решению простых
задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. О ...
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая
обучающая ситуация
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р ...