Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Образование и воспитание » Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова » Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Страница 1

Неудовлетворительное состояние преподавания литературы в школе: «несовершенство программы по литературе», «неопределенность целей, которые преследуют преподаватели», «отсутствие у оканчивающих школу литературного развития» подвигло В.В.Данилова к написанию методического труда «Литература как предмет преподавания» (1917).

Поиск определения главной цели литературного образования В.В.Данилов начал с анализа цели материальной (приобретение сведений, усвоение известного материала) и формальной стороны образования (развитие способности мышления, или умственного развитие, развитие интеллектуального внимания). Вслед за Ф.И.Буслаевым В.В.Данилов приходит к выводу, что «чисто формального развития не может быть без сопутствующего обогащения ума материального стороною образования». Дальнейшее исследование роли обучения в литературном развитии школьников (Г. И. Беленький, Н. И. Кудряшев, Н. Д. Молдавская, З. Я. Рез и др.) подтвердит вывод В. В. Данилова о взаимно относительной ценности материальной и формальной стороны литературного образования, которую важно учитывать при достижении одной из основных задач преподавания литературы в школе – задачи развития образного мышления учащихся.

Проблема литературного развития школьников стала рассматриваться В. В. Даниловым через призму выявления благоприятных методических условий развития образного мышления школьников, одно из которых учет психологических особенностей процесса восприятия школьников: «Так как объективной идеи произведения не существует, потому что понимание его всегда субъективно, то большою ошибкою со стороны преподавателя является стремление выдавать свое понимание литературных произведений за объективные идеи…». Таким образом, ученый-методист четко разделял понятия «объективный смысл» произведения и «субъективное восприятие» школьниками произведения. Охарактеризовать это единство противоположностей впоследствии удалось В. Г. Маранцману, который в своей работе «Единство субъективного восприятия и объективного смысла произведения при анализе лирических стихотворений в 6 классе» (1969) подчеркивает необходимость усиления субъективного начала в восприятии художественного произведения, поскольку от него будет зависеть выявление объективного смысла произведения. Проблема развития читательского восприятия школьников, заостренная В.В.Даниловым, будет раскрываться в трудах ученых-методистов 1960-1970-х годов (Г. И. Беленький, Т. Г. Браже, М. Г. Качурин, Е. В. Квятковский, Н. И. Кудряшев, В. Г. Маранцман, Н. Я. Мещерякова, Н. Д. Молдавская, З. Я. Рез и др.) как аспект решения проблемы литературного развития школьников.

В. В. Данилов призывает применять на уроках словесности критический анализ художественного произведения, который, по его мнению, «обладает образовательной силой, в смысле развития мышления» школьников. В помощь учителю ученый разработал методические рекомендации по составлению вопросов, направленные на развитие образного и логического мышления школьников. В.В.Данилов, таким образом, учитывал, что развитие одного компонента мышления должно сообразно идти с развитием другого. Впоследствии О. Ю. Богдановой в своем диссертационном исследовании «Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы»» (1980) удастся обнаружить связь процесса развития компонентов мышления старшеклассников (конкретно-образное, обобщенно-образное, теоретическое и действенное) «на уроках литературы с их общим и литературным развитием». Актуальность проблемы взаимодействия образного и логического в развитии мышления учащихся в современной методической науке и практике обосновывает Е. К. Маранцман в своей монографии «От образа к смыслу: развитие образного и концептуального мышления школьников на уроках литературы» (2005). Автор обнаруживает закономерности и особенности становления образного и логического мышления учащихся и определяет роль развития данных компонентов мышления в их литературном развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Методика работы с текстами французской современной художественной литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...

Экономико-географическое положение Северного морского пути
Экономико-географическое положение Северного морского пути характеризуется : выгодой использования относительно других магистралей для перемещения из Азии в Европу. Так, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14 280 км, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км. Значимо ...

Правила планирования учебного процесса
Изучение и анализ научно педагогической литературы привел к следующим результатам и выводам. Для того, чтобы практически выполнить названные выше во введении правила, рассмотрим методику планирования урока на конкретном материале подготовки занятия по теме «Электрический ток в газах». 1. Определени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru