В. В. Данилов также подчеркивал, что «для полного развития человека необходимы оба умственные приемы – и научный, отвлеченный, и образный – поэтический».
Таким образом, в трудах В. В. Данилова возникают проблемы определения роли теоретических знаний в развитии образного и понятийного мышления школьников; взаимодействия образа и понятия; шире - взаимоотношения науки и искусства; определения методологических, методических и психологических основ изучения языка художественных произведений, теоретическое обоснование которых мы находим в трудах психологов (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, О. И. Никифорова и др.); дидактов (П. И. Пидкасистый и др.), литературоведов (А.М.Левидов, Л. А. Рыбак и др.); ученых-методистов (Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, А. В. Дановский, М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшев, В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская, З. Я. Рез, Л. И. Тимофеев, Л. В. Шамрей и др.).
Главная цель литературного образования школьников - «развитие способности мышления», психологически обоснованная В. В. Даниловым, не может быть достигнута посредством многочисленных упражнений, переводов образцовых сочинений и заучивания правил. Этой цели В. В. Данилов будет придерживаться до конца.
Приверженность своим методическим идеям обернулась для В. В. Данилова тем, что «разработанные им теоретические основы преподавания литературы в школе оказались невостребованными ни в эти, ни в последующие годы».
Проблема психологического обоснования методики встанет с особой остротой в конце 1950-х годов. Программная статья В. В. Голубкова «Проблема психологического обоснования изучения литературы в средней школе» (1963) есть тому подтверждение: автор ратует за создание научной методики на основе исследования проблемы литературного развития школьников в методике преподавания литературы. С тех пор интерес к методическому наследию В. В. Данилова не угасает с момента «выхода методики преподавания литературы на качественно новый уровень - уровень подлинно научной методики».
Проблема развития мышления, выдвигаемая сторонниками «психологической школы» В. В. Даниловым в качестве доминанты теории литературного развития школьников, рассматривается ими во взаимосвязи с проблемами развития восприятия художественного произведения; развития воображения, речи, творческих способностей школьников; определения роли методов и приемов, анализа в литературном развитии школьников.
Благодаря методическим исканиям В.В. Данилова в методике преподавания литературы определились проблемы соотношения интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер в литературном развитии учащихся; взаимодействия образного и логического в развитии мышления школьников; взаимодействия компонентов мышления и читательского восприятия на разных этапах литературного развития при постижении художественного произведения в зависимости от его родовой, жанровой принадлежности, стиля писателя, изучаемого периода истории литературы, которые основательно будут раскрываться в диссертационных исследованиях Р.В. Глинтерщика «Формирование образного видения и мышления учащихся на уроках литературы в средней школе» (1967), В.Г. Маранцмана «Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников» (1980), Т.Ф. Сигаевой «Взаимодействие эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассников» (1984), Л.И. Коноваловой «Развитие читательского воображения школьников (5-8 кл.) (1994) и других ученых-методистов 1960 2000-х годов.
Статьи по педагогике:
Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...
Влияние отношения учителя к ученику на успеваемость
Одно из последних российских исследований показало, что объективность отметок признают чуть больше половины учителей и одна треть родителей. Таким образом, учителя сами понимают субъективность выставляемых в журнал и дневники отметок. Эксперимент, проведенный американскими психологами Розенталем и ...
Формирование темповой организации высказывания
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются: 1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). – 1этап 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. – 2этап 3. Формирование умения использовать р ...