Цель: выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни.
Задачи:
1. Подобрать и описать методики по изучению формирования представлений о множестве у детей четвертого года жизни.
2. Изучить представления о множестве у детей четвертого года жизни.
3. Сравнить, проанализировать и описать результаты экспериментальной и контрольной групп.
База исследования: НДОУ «детский сад № 25» ОАО «РЖД», 2 младшая группа «Гномики». Всего в эксперименте участвовало 20 детей.
Экспериментальная группа:
1. Матвей А. (3 г. 7 мес.)
2. Максим П. (3 г. 7 мес.)
3. Софита И. (3 г. 5 мес.)
4. Ярослав К. (3 г. 6 мес.)
5. Никита У. (3 г. 3 мес.)
6. Ева М. (3 г. 6 мес.)
7. Соня Я. (3 г. 4 мес.)
8. Настя С. (3 г. 4 мес.)
9. Егор З. (3 г. 3 мес.)
10. Максим Х. (3 г. 2 мес.)
Контрольная группа:
1. Таисия А. (3 г. 4 мес.)
2. Анжелика Е. (3 г. 2 мес.)
3. Александр К. (3 г. 10 мес.)
4. Елизавета Л. (3 г. 5 мес.)
5. Илья Л. (3 г. 5 мес.)
6. Соня О. (3 г. 6 мес.)
7. Милена Х. (3 г. 5 мес.)
8. Роман Р. (3 г. 8 мес.)
9. Дмитрий Щ. (3 г. 4 мес.)
10. Аня К. (3 г. 5 мес.)
Выборка случайная.
Методики исследования:
· Задания детям в игровой форме, разработанные в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой по формированию представлений о множестве. Из «Дошкольник изучает математику. Как и где?» под редакцией Ерофеевой.
· Беседа с воспитателями экспериментальной и контрольной группы.
· Анализ развивающей среды в экспериментальной и контрольной группах.
Данные методики позволяют нам выявить представления детей о множестве, умение детей различать много – один предметов в специально созданной обстановке и в группе, использование детьми приема наложения и приложения, нахождение равенства – неравенства, восприятие детьми множества различными анализаторами, классифицировать предметы. Задания в игровой форме помогут выявить сформированность представлений о множестве у детей.
Анализируя развивающую среду в группах, мы выявляем условия для формирования представлений о множестве у детей четвертого года жизни: знакомимся с пособиями и играми, имеющимися в группе, возможностями организации игровой деятельности.
Беседа с воспитателями поможет уточнить условия для обучения, знания и умения педагога использовать игровые методики, понимание педагогом проблемы исследования.
Результаты по данным методикам позволяет спроектировать формирующий эксперимент.
Методика № 1 «Задания детям по формированию представлений о множестве»
Цель – выявить сформированность представлений о множестве и способов действий с ними у детей четвертого года жизни.
Все задания проводятся индивидуально и фиксируются в протокол.
Материал – Игрушки – муляжи (медведь, шишки, грибочки, яблоки, орехи, бабочки, листочки, елочки, пенечки, ягоды, груши, цветочки), корзины, карточки с заданиями.
Инструкция: выполни, пожалуйста, задание и ответь на вопрос.
Организуй игровую ситуацию.
Игровой момент – приходит в гости Мишка. Здоровается, знакомится с ребенком и предлагает с ним поиграть. Мишка дает ребенку задания, которые ребенок должен выполнить. Мишка приносит с собой шишки, грибочки, корзинки.
Ход:
1.Вопросы к ребенку:
а) – Сколько у тебя пальчиков?
-Сколько у тебя ротиков?
-Сколько у тебя глазок?
-Сколько у тебя волосиков на голове?
-Сколько у тебя ушек?
б) Ребенку предлагается 2 корзины с шишками. В одной корзине одна шишка, в другой – несколько штук. Вопрос ребенку: «Сколько в корзинах шишек принес Мишка?».
(ответ ребенка: «много шишек», «одна шишка».)
2.Найди «много – один» в окружающей (специально созданной) обстановке.
На стульчиках разложены разные игрушки (грибочки, яблоки).
Задание ребенку: «Принеси Мишке 1 яблоко, много грибочков». После у ребенка спросить: «Сколько ты принес яблок, грибочков?».
3. Найди «много - один» в группе.
Задание ребенку: «Принеси один предмет, много предметов. Покажи, чего в группе много, чего по одному».
4. Составление множества предметов.
Ребенку предлагается выполнить задание мишки самостоятельно: положи в одну корзину 1 орех, а в другую много орехов для Белочки.
Вопрос ребенку: «Сколько, в какой корзине орехов?»
5. Прием наложения.
Для ребенка приготовлено много бабочек из картона, и дается карточка, на которой изображены в ряд пять листочков. Карточка для наложения.
Задание ребенку: «Положи на карточку столько бабочек, сколько листочков. Или: положи на каждый листочек одну бабочку».
Вопрос ребенку: «Сколько листочков? Сколько бабочек?»
Статьи по педагогике:
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Осознав понятие, цель и принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины, следует ознакомиться с его структурой. УМК состоит из пяти блоков (нормативный блок, теоретический блок, практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методически ...
Педагогический дизайн мультимедийного урока
Педагогический дизайн – приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов. Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникаци ...
Основные
этапы информационного моделирования
Прежде чем браться за какую-либо работу, нужно четко представить себе отправной и конечный пункт деятельности, а также примерные ее этапы. То же самое можно сказать и о моделировании. Отправной пункт здесь - прототип. Им может быть существующий или проектируемый объект или процесс. Конечный этап мо ...