Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Образование и воспитание » Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова » Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Страница 2

Идея В. В. Данилова, что «степень образности мышления может быть различною», была теоретически обоснована в методике преподавания литературы 1970-2000-х годов. Так, в исследованиях О. Ю. Богдановой и Е. К. Маранцмана уровни развития мышления школьников представлены как важный показатель литературного развития школьников.

Определяя степень влияния развития способности мышления на развитие нравственной и эмоциональной сфер учащихся, В. В. Данилов приходит к выводу, что «развитие эстетических и этических ценностей», «народных ценностей в сознании учащихся» «должно достигаться только соуспехом с главной целью». При этом оговаривает, что умственное развитие не всегда влечет за собой развитие духа, однако отсутствие его «делает чувство ограниченным», поэтому мы не можем ожидать развитие эстетического чувства и этических представлений «под влиянием лишь одной книги». Таким образом, возникает проблема соотношения интеллектуальной, эмоциональной и нравственной сфер в литературном развитии учащихся.

Вслед за Ф. И. Буслаевым В. В. Данилов обосновывает актуальность проблемы методов преподавания литературы и их роль в литературном развитии школьников. Убежденный в том, что методы должны отвечать цели литературного образования, одним из важных компонентов которого является развитие образного мышления учащихся, ученый отдает предпочтение методам «индукции», «дедукции» и литературной беседы.

Развитие образного мышления, которое является «непременным условием литературного творчества» школьников, зависит от умения учителя организовать изучение художественного произведения «как творческий процесс». Для обеспечения последнего вся школа, подчеркивает В.В.Данилов, должна направлять свои усилия на то, чтобы «приблизить ученика-читателя по уровню развития к типу мыслителя-художника».

Задумываясь над вопросами «Организации преподавания литературы как творческого процесса» (1976), М. Г. Качурин выразил общее мнение о том, что усилия учителя-словесника, направленные на создание творческой атмосферы на уроках литературы, велики потому, что «организовать плодотворное сотрудничество учителя и класса, направить развитие учащихся – это оказывается труднее всего». Но, как писал И. П. Плотников, «если учитель провел должную подготовительную работу к уроку, несмотря на ее трудность, то самый урок уже превращается в творческий процесс» . Преодолением этой «трудности» занималась методическая наука и практика 1960-1970-х годов в контексте решения более обширной методической проблемы - урок литературы в условиях развивающего обучения (Р. В. Глинтерщик, А. С. Дегожская, Н. И. Кудряшев, В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская, В. А. Никольский, З. Я. Рез, Н. А. Станчек, Т. В. Чирковская и др.).

Главным препятствием на пути к развитию образного мышления школьников В. В. Данилов считал преподавание систематического курса истории литературы: «… если школа преследует цели умственного развития учащихся, вообще следует отказаться от попыток преподавать систематический курс истории литературы, если школа не желает, чтобы ученики усваивали знания лишь пассивно». В. В. Данилов, таким образом, поддерживая мнение сторонников других направлений (В. Я. Стоюнин, В. М. Фишер) по поводу того, что курс истории литературы «не развивает ученика, занимающегося словесностью» , еще раз убеждается, что программа по литературе требует полного обновления, начиная с переосмысления цели литературного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Общие вопросы методики обучения решению простых задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. О ...

Условия развития эмоций и чувств дошкольника
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. 1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность ...

Роль самооценки в профессиональном самоопределении
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. Само слово «са ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru