Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Образование и воспитание » Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова » Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Страница 5

Выявление методических условий развития образного мышления школьников изначально рассматривается в методических системах В. В. Данилова в качестве решения проблемы определения внутренних, внешних факторов развития читателя-школьника на уроках словесности. Данная проблема, волновавшая еще В.П. Острогорского, благодаря исследованиям Н.И. Кудряшева, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана и других ученых-методистов, перерастет в проблему выявления движущих сил литературного развития школьников. И.Р. Сосновская в своем диссертационном исследовании «Литературное развитие учащихся в процессе анализа художественного произведения» (2005), задумываясь над решением данной проблемы, укажет и на то, что, по ее мнению, «является тормозящими характеристиками … литературного развития школьников: 1) приоритет одного источника информации над другим; 2) приоритет значимости информации над знанием; 3) автоматизм сознания; 4) «мозаичность», разорванность восприятия».

Несмотря на падение значимости проблемы литературного развития школьников в методической науке и практике 1920-1950-х годов, обусловленное установлением марксистско-ленинской методологии в методике преподавания литературы, утверждением новой образовательной парадигмы, направленной на накопление знаний, работа над ее разработкой продолжалась и в эти годы как на теоретическом, так и на практическом уровне в методических исканиях Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, Г.А. Гуковского, К.С. Спасской, Л.С. Троицкого, А.С. Дегожской, Т.В. Чирковской и др.

Широкая научно-исследовательская деятельность Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, Е.В. Квятковского, Н.И. Кудряшева, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, З.Я. Рез и других педагогов-словесников способствовала разработке теоретической сущности проблемы литературного развития школьников в методике преподавания литературы 1960-1970-х годов.

Научные изыскания научно-методические школы РГПУ им. А. И. Герцена (В.Г. Маранцман), МПГУ им. В.И. Ленина (Л.Ю. Богданова) и лаборатория литературного образования ИОСО РАО (Г. И. Беленький) способствовали углублению и расширению исследования проблемы развития читателя-школьника в методике преподавания литературы 1980-2000-х годов.

Однако в какой мере результаты научных исследований учитываются при разработке современной концепции литературного образования; создании современной программы и УМК по литературе, при разработке и введении ЕГЭ по данному предмету? В чем причины создавшегося противоречия: с одной стороны, современная методическая наука и практика смело демонстрируют научные достижения в решении проблемы литературного развития школьников; с другой стороны, - «поразительную жизнестойкость сообщающего направления в методике преподавания литературы с его неистребимым утверждением натаскивания, шаблонов и схем, подавлением интереса и творчества».

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по педагогике:

В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...

Ключевые особенности преподавания географии в школе
По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и ...

Характеристика и структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулиров ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru