Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Образование и воспитание » Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова » Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Страница 5

Выявление методических условий развития образного мышления школьников изначально рассматривается в методических системах В. В. Данилова в качестве решения проблемы определения внутренних, внешних факторов развития читателя-школьника на уроках словесности. Данная проблема, волновавшая еще В.П. Острогорского, благодаря исследованиям Н.И. Кудряшева, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана и других ученых-методистов, перерастет в проблему выявления движущих сил литературного развития школьников. И.Р. Сосновская в своем диссертационном исследовании «Литературное развитие учащихся в процессе анализа художественного произведения» (2005), задумываясь над решением данной проблемы, укажет и на то, что, по ее мнению, «является тормозящими характеристиками … литературного развития школьников: 1) приоритет одного источника информации над другим; 2) приоритет значимости информации над знанием; 3) автоматизм сознания; 4) «мозаичность», разорванность восприятия».

Несмотря на падение значимости проблемы литературного развития школьников в методической науке и практике 1920-1950-х годов, обусловленное установлением марксистско-ленинской методологии в методике преподавания литературы, утверждением новой образовательной парадигмы, направленной на накопление знаний, работа над ее разработкой продолжалась и в эти годы как на теоретическом, так и на практическом уровне в методических исканиях Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, Г.А. Гуковского, К.С. Спасской, Л.С. Троицкого, А.С. Дегожской, Т.В. Чирковской и др.

Широкая научно-исследовательская деятельность Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, Е.В. Квятковского, Н.И. Кудряшева, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, З.Я. Рез и других педагогов-словесников способствовала разработке теоретической сущности проблемы литературного развития школьников в методике преподавания литературы 1960-1970-х годов.

Научные изыскания научно-методические школы РГПУ им. А. И. Герцена (В.Г. Маранцман), МПГУ им. В.И. Ленина (Л.Ю. Богданова) и лаборатория литературного образования ИОСО РАО (Г. И. Беленький) способствовали углублению и расширению исследования проблемы развития читателя-школьника в методике преподавания литературы 1980-2000-х годов.

Однако в какой мере результаты научных исследований учитываются при разработке современной концепции литературного образования; создании современной программы и УМК по литературе, при разработке и введении ЕГЭ по данному предмету? В чем причины создавшегося противоречия: с одной стороны, современная методическая наука и практика смело демонстрируют научные достижения в решении проблемы литературного развития школьников; с другой стороны, - «поразительную жизнестойкость сообщающего направления в методике преподавания литературы с его неистребимым утверждением натаскивания, шаблонов и схем, подавлением интереса и творчества».

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по педагогике:

Распределение знаний по видам умений, способам действий и по уровню сложности
Требования стандарта к уровню подготовки выпускников относятся к трём основным видам деятельности: воспроизведение знаний и умений, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой или новой ситуации. Количество заданий по видам умений и способам действий с 20 ...

Разработка системы занятий с применением подвижных игр и рекомендации
I. Методика применения подвижных игр Для успешного и эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать и учитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр. Воспитательное, образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зави ...

В чем заключается специфика педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но есть ее виды, где общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение является уже не просто формой обыденного человеческого взаим ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru