В соответствии с данными диагностического исследования, была спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА.
Обучение навыку предполагает целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности.
Санитарно-гигиенические навыки детей с РДА формируются в течении 4-6 месяцев и традиционно делятся на 2 реабилитационных периода. В данном случае была спланирована деятельность на первый период (ноябрь-декабрь). После чего проводится промежуточная диагностика и планируется деятельность на 2 период (январь – март).
Навыки формируются в системе, не «застревая» на одном. Ребенок – целостная личность и должен развиваться как единое целое. Навыки ребенка развиваются сложным путем, во взаимодействии друг с другом, и трудно изолировать какое-то одно умение от всех остальных. Изучение одного навыка может оказать благоприятное воздействие на освоение других, даже если непосредственная связь между ними не очевидна.
В таблице 7 представлено планирование занятий.
Таблица 7 Планирование коррекционных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
Гигиенический навык |
Этап деятельности |
Задачи |
Вид деятельности |
Содержание |
Форма проведения |
Оборудование |
Мытьё рук и умывание |
Подготовительный Формирующий Репродуктивный |
Организация выполнения преддействий к формируемому умению. Обучение отдельным операциям процесса. Организация выполнения формируемого умения в ходе практического действия по алгоритму и в практической деятельности Закрепление формируемого умения в игре, применение сформированных умений в жизненно-практических ситуациях |
Коммуникативная Сенсорная Предметно-практическая Игровая Коммуникативная Предметно-практическая Коммуникативная Предметно-практическая Игровая |
-Игры с водой «Переливание воды из одного кувшина в другой» «Переливание» «Открывай-закрывай» «Фонтанчик», «Плыви, рыбка», «Поймай мыло». -Включение гигиенических процедур в режим дня -Практические занятия по обучению отдельным операциям процесса. - Чтение и заучивание -Игровые занятия «Кукла моет руки» в трёх вариантах - Практические занятия по обучению алгоритму выполнения процедуры - Игры «Девочка чумазая» «Водичка, водичка, умой мое личико!» «Купание куклы» |
Индивидуально В подгруппе Индивидуально Индивидуально Групповая |
-Гигиенические принадлежности и оборудование -Предметы и игрушки для игр Лёб-карты -Для чтения и заучивания: «Мойдодыр», «Водичка, водичка», «Где там прячется вода», «Будет мыло пениться» Предметы и игрушки для игр Лёб-карты алгоритма -Предметы и игрушки для игр Лёб-карты Потешки |
Полоскание рта |
Подготовительный Формирующий Репродуктивный |
Организация выполнения преддействий к формируемому умению. Обучение отдельным операциям процесса. Организация выполнения формируемого умения в ходе практического действия по алгоритму и в практической деятельности Организация применения сформированных умений в жизненно-практических ситуациях |
Коммуникативная Сенсорная Игровая Коммуникативная Предметно-практическая Коммуникативная Предметно-практическая |
Игры«Бассейн», «Озеро», «Море» Обучающие игры Практические занятия по обучению алгоритму выполнения процедуры Включение гигиенической процедуры в режим дня |
Индивидуально Индивидуально Индивидуально Групповая |
Предметы и игрушки для игр Гигиенические принадлежности и оборудование Лёб-карты Гигиенические принадлежности и оборудование Лёб-карты |
Приучение к туалету |
Подготовительный Формирующий Репродуктивный |
Организация выполнения преддействий к формируемому умению. Обучение отдельным операциям процесса. Организация выполнения формируемого умения в ходе практического действия Закрепление применения сформированных умений в жизненно-практических ситуациях |
Наблюдение Коммуникативная Предметно-практическая Игровая Художественно-творческая Предметно-практическая Игровая Предметно-практическая |
-Наблюдение за отправлениями в течении недели -Сажать ежечасно на унитаз не более чем на 5 минут. -Обучение отдельным операциям -Игры с куклой, с мыльными пузырями. -Изготовление поделок из кусков туалетной бумаги Практические и игровые занятия по обучению алгоритму выполнения процедуры Наблюдение Помощь при затруднениях |
Индивидуально В группе Индивидуально Индивидуально |
Карта наблюдений Гигиенические принадлежности и оборудование Лёб-карты Кукла и горшочек Вознаграждения Вознаграждения Лёб-карты Кукла и горшочек Вознаграждения Лёб-карты |
Работа с родителями |
Подготовительный Формирующий Репродуктивный |
Мотивация родителей Организация взаимодействия педагога и родителей Обучение родителей формированию умения При необходимости помощь родителям |
Коммуникативная Практическая Коммуникативная Практическая Коммуникативная |
Беседа Анкетирование Знакомство с лёб-системой Посещение родителями занятий и режимных моментов. Участие в процедурах. Обсуждение Беседы |
Индивидуально Групповая консультация Индивидуально Индивидуально |
Дневник наблюдений Анкета Лёб-карты Дневник связи с родителями Лёб-карты |
Статьи по педагогике:
Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путе ...
Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте
Исследователи выделяют различные этапы в становлении речи детей и указывают различные возрастные границы. Так, например, А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й – подготовительный этап (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2-й – преддошкольный э ...
Особенности восприятия и изучения лирики
Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъектированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизнен ...