6. Учим надевать трусы. Аналогично п.3.
7. Учим спускать воду – с этим проблем не было.
8. Если ребёнок совершил «промах». Нужно показать негативную реакцию. Тут важно добиться как можно более сильного контраста между негативами и позитивами, особенно на ранних стадиях обучения. Если ребёнок не осознаёт дискомфорт или осознает его поздно (спустя 10 минут после намокания трусов), то в мозгу ребёнка процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника не связываются с дискомфортом от мокрых штанишек. И, тем более, ребёнку неясно, что для предотвращения дискомфорта надо заранее сходить в туалет. Специфика обучения в таком случае заключается в том, что после каждого «промаха» необходимо искусственно создать ребёнку некоторый дискомфорт, который должен устойчиво ассоциироваться с данной ситуацией. Снимать мокрую и испачканную одежду ребёнок должен самостоятельно, пусть даже это производится при придержании рук ребёнка нашими руками. После каждого «промаха» говорим «Лиля написала в трусы, Лиле надо мыться». Сначала это пустые слова, но постепенно, по ходу обучения, эти слова запоминаются ребёнком и станут ассоциироваться с определённой ситуацией. Теперь ребёнку нужно искусственно создать неприятную ситуацию, например, подмывать ребёнка некомфортной водой - чуть холоднее или горячее комфортной, чтобы у ребёнка начали появляться негативные ассоциации с намокающими штанишками. При этом можно не только подмыть, а легонько окатить ребёнка прохладной водичкой (комнатной температуры). Категорически нельзя ругать ребёнка, никогда нельзя – шлёпать, стыдить, агрессивно кричать на ребёнка. Но наш тон должен меняться - говорить строгим и немного сердитым тоном, но не кричим и не обзываем.
Итак, при приучении к опрятности были даны следующие рекомендации родителям:
1. Получение позитивов является вознаграждением.
2. Избежание негативов также вознаграждение. Чувство беспокойства от ожидания порицания является для ребенка неприятным; поэтому все, что приводит к уменьшению беспокойства, является вознаграждением. Неодобрение - пример социального негатива.
3. Необходимо немедленное осуществление поощрения или неодобрения поступка – сразу, а не через 2 минуты или 4. если вы заметили, что ребёнок описался спустя уже полчаса после инцидента, то ругать ребёнка или наказывать бессмысленно. В таком случае просто поменяйте ему одежду.
4. Необходимо заранее заготовить штук 20 карточек с унитазом, чтобы в случае потери картинку быстро восстановить.
5. Приучение к туалету - процесс долгий и последовательный.
Учитывая, что в рамках тройственного союза: Ребенок-Родитель-Педагог реабилитационная работа с ребенком с РДА является наиболее оптимальной, социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей осуществлялась совместно с их родителями. Взаимодействие с ними осуществлялось в соответствии с проблемно-ориентированной моделью социально-педагогической работы с родителями ребёнка с ОВЗ. Мотивировать родителей на совместную работу было очень не просто, потому что родители исследуемых детей привыкли опекать своих детей, и для них, безусловно, было гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Поэтому при ежедневных встречах и в беседе решалась первая задача мотивации - происходило постепенное формирование у них понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому цель работы специалистов центра сделать его максимально адаптированным.
Вторая задача состояла в формировании у родителей адекватного восприятия и осознания возможностей своего ребенка. Выше отмечено, что родители их завышают. Важно было сформировать у родителей правильное отношение к ребенку. Для этого родители были ознакомлены с результатами диагностики санитарно-гигиенических навыков и обсудили их, выделив ближайшие перспективы и направления работы.
Групповая консультация по применению лёб-системы в работе с детьми способствовала включению родителей в работу, т.к. давала чёткий алгоритм деятельности, сделала их более подготовленными к обучению своих детей и более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с педагогом на следующих этапах работы.
После реализации программы первого реабилитационного периода была проведена промежуточная диагностика по схеме наблюдения за ребёнком. Протокол в приложении 7. Результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9 Особенности овладения детьми санитарно-гигиеническими навыками (промежуточная диагностика)
Навык |
Варя С. |
Юля В. |
Лиля В. |
Мытьё рук с мылом: - закатывает рукава - включает воду - берёт мыло - намыливает руки - смывает мыло - отряхивает руки - выключает воду - берёт полотенце - вытирает руки - вешает полотенце |
± — + ± ± ± — + ± ± — |
± — + ± + + — ± ± + + |
± — + ± + + — ± ± + + |
Умывание: - делает руки ковшиком - умывает лицо из «ковшика» - вытирает лицо |
± ± — ± |
± + ± ± |
± + ± ± |
Полоскание рта: - удерживает воду во рту - совершает движения прополаскивания выплёвывает |
± + — + |
± + — + |
± + — + |
Туалет: - просится - спускает штаны - садится на унитаз (горшок) - сидит до выполнения - отрывает бумагу - пользуется бумагой - одевает штаны - спускает воду - моет руки - чувствует дискомфорт при дефекации и мочеиспускании в штаны |
± ± + ± ± — — + + ± — |
± ± ± + + ± ± ± ± ± + |
± ± ± + + ± ± ± ± ± + |
Статьи по педагогике:
Образование женщин в XIX веке
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в те ...
Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практико ...
Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...