Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Образование и воспитание » Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом » Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Страница 5

6. Учим надевать трусы. Аналогично п.3.

7. Учим спускать воду – с этим проблем не было.

8. Если ребёнок совершил «промах». Нужно показать негативную реакцию. Тут важно добиться как можно более сильного контраста между негативами и позитивами, особенно на ранних стадиях обучения. Если ребёнок не осознаёт дискомфорт или осознает его поздно (спустя 10 минут после намокания трусов), то в мозгу ребёнка процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника не связываются с дискомфортом от мокрых штанишек. И, тем более, ребёнку неясно, что для предотвращения дискомфорта надо заранее сходить в туалет. Специфика обучения в таком случае заключается в том, что после каждого «промаха» необходимо искусственно создать ребёнку некоторый дискомфорт, который должен устойчиво ассоциироваться с данной ситуацией. Снимать мокрую и испачканную одежду ребёнок должен самостоятельно, пусть даже это производится при придержании рук ребёнка нашими руками. После каждого «промаха» говорим «Лиля написала в трусы, Лиле надо мыться». Сначала это пустые слова, но постепенно, по ходу обучения, эти слова запоминаются ребёнком и станут ассоциироваться с определённой ситуацией. Теперь ребёнку нужно искусственно создать неприятную ситуацию, например, подмывать ребёнка некомфортной водой - чуть холоднее или горячее комфортной, чтобы у ребёнка начали появляться негативные ассоциации с намокающими штанишками. При этом можно не только подмыть, а легонько окатить ребёнка прохладной водичкой (комнатной температуры). Категорически нельзя ругать ребёнка, никогда нельзя – шлёпать, стыдить, агрессивно кричать на ребёнка. Но наш тон должен меняться - говорить строгим и немного сердитым тоном, но не кричим и не обзываем.

Итак, при приучении к опрятности были даны следующие рекомендации родителям:

1. Получение позитивов является вознаграждением.

2. Избежание негативов также вознаграждение. Чувство беспокойства от ожидания порицания является для ребенка неприятным; поэтому все, что приводит к уменьшению беспокойства, является вознаграждением. Неодобрение - пример социального негатива.

3. Необходимо немедленное осуществление поощрения или неодобрения поступка – сразу, а не через 2 минуты или 4. если вы заметили, что ребёнок описался спустя уже полчаса после инцидента, то ругать ребёнка или наказывать бессмысленно. В таком случае просто поменяйте ему одежду.

4. Необходимо заранее заготовить штук 20 карточек с унитазом, чтобы в случае потери картинку быстро восстановить.

5. Приучение к туалету - процесс долгий и последовательный.

Учитывая, что в рамках тройственного союза: Ребенок-Родитель-Педагог реабилитационная работа с ребенком с РДА является наиболее оптимальной, социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей осуществлялась совместно с их родителями. Взаимодействие с ними осуществлялось в соответствии с проблемно-ориентированной моделью социально-педагогической работы с родителями ребёнка с ОВЗ. Мотивировать родителей на совместную работу было очень не просто, потому что родители исследуемых детей привыкли опекать своих детей, и для них, безусловно, было гораздо быстрее и легче сделать жизненно необходимое самому, нежели обучить этому ребенка. Поэтому при ежедневных встречах и в беседе решалась первая задача мотивации - происходило постепенное формирование у них понимания того, что рано или поздно ребенок будет жить самостоятельно, поэтому цель работы специалистов центра сделать его максимально адаптированным.

Вторая задача состояла в формировании у родителей адекватного восприятия и осознания возможностей своего ребенка. Выше отмечено, что родители их завышают. Важно было сформировать у родителей правильное отношение к ребенку. Для этого родители были ознакомлены с результатами диагностики санитарно-гигиенических навыков и обсудили их, выделив ближайшие перспективы и направления работы.

Групповая консультация по применению лёб-системы в работе с детьми способствовала включению родителей в работу, т.к. давала чёткий алгоритм деятельности, сделала их более подготовленными к обучению своих детей и более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с педагогом на следующих этапах работы.

После реализации программы первого реабилитационного периода была проведена промежуточная диагностика по схеме наблюдения за ребёнком. Протокол в приложении 7. Результаты представлены в таблице 9.

Таблица 9 Особенности овладения детьми санитарно-гигиеническими навыками (промежуточная диагностика)

Навык

Варя С.

Юля В.

Лиля В.

Мытьё рук с мылом:

- закатывает рукава

- включает воду

- берёт мыло

- намыливает руки

- смывает мыло

- отряхивает руки

- выключает воду

- берёт полотенце

- вытирает руки

- вешает полотенце

±

+

±

±

±

+

±

±

±

+

±

+

+

±

±

+

+

±

+

±

+

+

±

±

+

+

Умывание:

- делает руки ковшиком

- умывает лицо из «ковшика»

- вытирает лицо

±

±

±

±

+

±

±

±

+

±

±

Полоскание рта:

- удерживает воду во рту

- совершает движения прополаскивания

выплёвывает

±

+

+

±

+

+

±

+

+

Туалет:

- просится

- спускает штаны

- садится на унитаз (горшок)

- сидит до выполнения

- отрывает бумагу

- пользуется бумагой

- одевает штаны

- спускает воду

- моет руки

- чувствует дискомфорт при дефекации и мочеиспускании в штаны

±

±

+

±

±

+

+

±

±

±

±

+

+

±

±

±

±

±

+

±

±

±

+

+

±

±

±

±

±

+

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Образование женщин в XIX веке
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в те ...

Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практико ...

Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru