Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Образование и воспитание » Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом » Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Страница 3

Например, игры, предложенные Е.А. Янушко.

«Переливание». Взять пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполнять их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

«Открывай-закрывай». Перевернуть наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставить ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментировать свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: «Варя, открывай!» Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!» В следующий раз действуем ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

Игра для всех «Купание кукол». Искупать кукол-голышей в теплой водичке, потереть их мылом, вытереть полотенцем: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.

Для Лили и Юли (позднее и Вари) игра-занятие «Кукла моет руки» в трёх вариантах: выполнение отдельных операций; подробная - с выполнением всех операций, их проговариванием, картинкам по лёб-системе; свёрнутая. Конспект варианта игры в Приложении 5.

Эти и другие игры повторялись часто, в ходе всего предварительного этапа (этапа выполнения пред действий к формируемому умению).

3. Обучение отдельным операциям процесса. Проводится сначала в предварительной игре, чтоб вызвать эмоциональный отклик, затем на занятиях по формированию навыка с помощью лёб-системы.

Например, при обучению открыванию крана игра «Фонтанчик». Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!» Подставить пальчик под струю «фонтана», побудить ребенка повторить действие.

Широко использовалось художественное слово: стихи, потешки. Например, при объединению двух операций в одну (открывание крана, намыливание):

Тра-та-та, тра-та-та,

Где там прячется вода?

Выходи, водица,

Мы хотим умыться. (открыли кран)

Каждый день я мою мыло

Кипяченою водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись! (мылим ручки)

Вот оно и не упало,

Нам не мыть его сначала! (если не упало )

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала! (если упало, но тут не увлекаться, а то оно долго падать может!)

Алгоритм мытья рук представлен в виде системы картинок (Приложение 4) (засучивание рукавов, открытие крана, пользование мылом, мытье рук, вытирание рук). Каждый шаг отрабатывался как отдельно, так и в целостном процессе или его части, сначала педагог действует руками ребёнка, проговаривает каждый элемент, побуждая ребёнка повторять, постепенно даёт всё больше самостоятельности. Отработка не ограничивается временем, повторяется, пока ребёнок не начнет действовать самостоятельно.

Например, несколько занятий по смыванию пены.

Учебная цель: самостоятельное умывание

Задание: намылить руки.

Материал: мыло

Намылить ребёнку руку так, чтобы в ней было полно мыльной пены.

Обратить внимание ребёнка на пену. Сказать: «Сполосни руку!» - и помочь смыть пену. Если увидим, что ребёнку понятен ход движений, то снижаем свой контроль за рукой ребёнка. Когда смыта вся мыльная пена, говорим: «Готово!». Затем покажем ребёнку, как отряхнуть руки, взять полотенце, вытереть руки, повесить полотенце. Это важная часть серии упражнения, потому что она является видимым завершением всего действия.

В таблице 8 представлена технологическая карта по формированию умения мыть руки.

Таблица 8 Технологическая карта по формированию умения мыть руки

Этапы формирования умения

Подготовительный (выполнение преддействий к формируемому умению)

Формирующий

(выполнение формируемого умения в ходе практического действия по алгоритму и в практической деятельности)

Репродуктивный (выполнение формируемого умения в игре, применение сформированных умений в жизненно-практических ситуациях).

Игры «Переливание воды из одного кувшина в другой»

«Переливание» «Открывай-закрывай» «Фонтанчик», «Плыви, рыбка», «Поймай мыло».

совершенствование работы обеих рук;

развитие согласованной работы;

переливание воды

захватывание предметов одной рукой;

1. Умение мыть руки с мылом:

засучить рукава

встать позади ребенка и взять своими руками его руки, проделать вместе с ним следующее:

включить воду;

подставить обе руки ребенка под воду и сказать: «Вымой руки!»;

помочь ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребенку;

1. «Девочка чумазая»

Задача: закреплять полученные умения мытья рук на кукле, на себе.

2. «Водичка, водичка, умой мое личико!»

Задача: совершенствовать умение мыть лицо, усваивать последовательность выполнения действий по алгоритму.

увеличение объема активных движений;

снижение тонуса и напряжения пальцев и кистей рук.

удерживание мыла;

выпускание из рук скользкого мыла.

потереть мыло между ладонями;

снова положить мыло на раковину;

потереть тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную ладонь;

то же самое сделать с тыльной стороной другой ладони;

подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена;

поощрить ребенка, закрыть кран.

3. «Купание куклы»

Задача: закреплять умение умывания (намыливать, смывать пену, вытирать полотенцем тело куклы и свое тело).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...

Формы и методы развития социальной компетентности у подростков
Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по раз ...

Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru