Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Образование и воспитание » Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом » Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Страница 4

Для того, чтоб навык четко отрабатывался, алгоритм и советы предлагались родителям в виде дневника, где родители после каждого мытья отмечали успешность.

II. Аналогично проводилась работа по приучению к полосканию рта. Она оказалась очень трудной, т.к. дома на это никогда не обращалось внимания.

Предварительные игры.

«Бассейн», «Озеро», «Море». Наполнив таз водой, организуем игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Наполнив большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «от какое глубокое озеро – много воды! озере плавают уточки. от мама утка. А вот ее детки – маленькие утята. «Кря-кря-кря! – говорит утка. – Дети, плывите за мной!» от уточки вышли на бережок и греются на солнышке». «Море» - дуем – ветер гонит кораблик, кораблик перевернулся, достаём; обливаем кораблики струёй воды изо рта и т. д.

Обучающие игры:

- взрослый набирает в рот как можно больше воды и просит ребенка резко нажать пальцами на надутые щеки. Бах! Вот это плевок! (кто ж из детей не захочет сам повторить такое?),

- то же со щеками ребёнка,

- заполняем таз и пускаем маленькие бумажные кораблики. Теперь набираем в рот воду и, плевками стараемся потопить корабли.

Обучающие занятия по тому же алгоритму, что и ранее описан.

III. Приучение к туалету.

Общий подход (и для родителей): очень важно, чтобы у нас всегда было хорошее настроение. Каждый знак неудовольствия, даже разочарованный взгляд, ребёнок чувствует. Работать тем же способом, как и при обучении другим навыкам. Регулярно оказывать помощь и использовать простые слова, такие, как «мокрый» и «чистый». На каждый успех реагировать радостной похвалой. Обычно эффективнее великодушно похвалить ребенка за успешные старания, чем наказать после какого-либо инцидента или показать свое неодобрение. Раздевать его только в туалете, и если бывают инциденты, то меняйте штаны только там. Это поможет связать гигиену с соответствующим помещением.

Специальные действия (и для родителей): сажать ежечасно на горшок не более чем на 5 минут. Следить за тем, чтобы мы отводили в туалет спокойно и приветливо, не показывая недовольства, даже если она «намочила» в штаны. Постоянно оставаться возле ребёнка, пока он сидит на горшке. Держать что-нибудь наготове, чем можно его поощрить, когда он справится. Если у него через 5 минут ничего не получится, то забрать его спокойно и приветливо, но без похвал. Каждый раз фиксировать, когда он «намочил» в штаны, чтобы установить естественный ритм его выделений. Особое внимание обращать на то, чтобы по утрам после подъема, перед едой, перед прогулкой и перед сном водить его в туалет. Записывать также, как часто он успешно справляется в туалете. Показывать ребёнку свои записи, приклеивая на карту золотую звездочку при каждом успехе так, чтобы он мог видеть, что мы довольны им.

Использование визуальных подсказок (лёб-системы) в туалете поможет ребенку понять, каких действий от него ожидают: спустить штаны, спустить трусы, сесть на унитаз, покакать/помочиться в унитаз, вытереть (нужно указать, сколько взять квадратиков туалетной бумаги), натянуть трусы, натянуть штаны, смыть воду в унитазе, помыть руки.

Алгоритм:

1. В течение недели специалисты центра и мама ведут дневник, в какое время у ребёнка совершались «промахи». Для исследования нужно, чтобы ребёнок в эту неделю ежедневно потреблял примерно одинаковое количество жидкости. В какие-то часы (± 30 минут) «промахи» наиболее часты. Именно в это время и мы ставим ребёнку в режим обязательный поход в туалет.

2. Специалисты центра приблизительно знали, когда ребёнок, как правило, хочет в туалет. Это время выбирается для обучения навыку опрятности. Ребёнку показывается карточка с изображением унитаза и говорится «Юля хочет писать, Юля идёт писать в унитаз». Такая же картинка вешается на дверь туалета. Ребёнок ведётся к туалету, ему ещё раз показывается картинка и говорятся те же слова.

3. Учим спускать трусы. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает приспустить трусы. Постепенно ослабляем помощь, однако в случае неуспеха предоставить ее вновь.

4. Если ребёнок не сидит на унитазе (горшке), его к этому приучали. Варю удалось приучить сидеть 2-3 минуты при выдувания ею мыльных пузырей. Это позволяло девочке и до некоторой степени тужится. Можно предварительно обыгрывать ситуацию высаживания на горшок куклы.

5. Ребёнка усаживаем на унитаз и помогаем ему пробыть на унитазе 3-4 минуты. Если ребёнок пописал, его вознаграждают. Приучение туалету невозможно без системы поощрений, потому что за правильное поведение ребёнок должен получить позитивные эмоции. При поощрении детей с нарушением развития делать это выразительно и говорить «Хорошо», «Прекрасно» или «Ты молодец». Основные поощрения включают: дать попробовать кусочек еды, глоток сока, вербальное (словесное) одобрение, активность: прыганье, бег. Еда и активность - биологические или первичные поощрения, с них начинается обучение. Похвала и одобрение - социальные поощрения, они используются на более поздних этапах. Вознаграждать ребёнка надо понемногу, чтобы избежать быстрого пресыщения. Например, не давать ему весь леденец, а позволять его лизнуть в течение 1 секунды, или дать ему небольшой глоток сока, позволить подпрыгивать в течение 5 секунд. В течение дня ребёнку ни в коем случае в других ситуациях это же лакомство не даётся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Речевое развитие детей 6-7 лет
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. По мнению Л.С. Волковой, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических ч ...

Средства обучения в ДО
В ДО средства обучения реализуются через новые информационные технологии. Традиционные учебники, учебно-практические пособия, рабочие тетради и др. широ­ко используются в системах ДО. В зарубежных системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий ...

Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru