Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Образование и воспитание » Проблема литературного развития школьников в методических трудах В.В. Данилова » Проблема литературного развития школьников в трудах В. В. Данилова

Страница 3

Выявляя в качестве негативного последствия для развития образного мышления школьников расширение программы по литературе до «всеобщей» («… это будет еще более обширный перечень голых имен и названий произведений, … и все это будет так же основательно забываемо, не оставляя живых следов в умственном развитии учащихся»), В. В. Данилов развивал идею В. М. Фишера по этому вопросу. Представитель формального направления считал, что до тех пор, пока не иссякнет «повальное стремление количественно расширить программу литературы», достичь развития эстетического чувства, художественного вкуса у школьников будет невозможно. Таким образом, еще методика начала 20 века заявила в полный голос о недопустимости перегруженности программы по литературе, о ее пагубном отражении на литературном развитии учащихся.

Но, по убеждению В. В. Данилова, мало задумываться об обновлении школьной программы по литературе, нужно еще пересмотреть преподавание литературы в учительских институтах. «Если обучение должно развивать мышление учеников, то сам учитель должен обладать развитым мышлением в той или иной области знания», уметь в процессе преподавания литературы учитывать степень психологического развития учащихся. Возможно потому «ложно принятое стремление оживить программы и сделать их развивающим» не приводит ни к каким существенным результатам, ибо учителя «склонны принимать его (ученика) за нечто абсолютное» . Таким образом, вслед за В. П. Острогорским и В. В. Даниловым, в методике преподавания литературы постепенно набирает силу проблема методической подготовки учителя-словесника к полноценному и грамотному руководству процессом литературного развития школьников, которая требует разработки и решения.

Попытку осмыслить цель преподавания литературы с позиции «психологической школы» и формального направления в методике преподавания литературы предпринимает И. П. Плотников, автор «Методической трилогии» (1921-1923). Ученый-методист поддерживает идею В.В.Данилова касательно того, что на уроке литературы необходимо «углубление и уяснение образов, данных в произведении». Однако первостепенной целью изучения художественного произведения на уроках словесности И. П. Плотников считает не только развитие «мышления образами», но и «мышления понятиями» посредством чтения поэтических и прозаических литературы. Таким образом, при достижении поставленной цели необходимо учитывать художественную природу произведения. Диссертационные исследования А. Я. Подовинниковой «Активизация восприятия драматического произведения учащимися 9 классов: (На материале русской классики)» (1987), И.В.Полковниковой «Развитие читательского восприятия в процессе изучения лирических стихотворений в 7 классе» (1988), И.В.Рогожиной «Выявление авторской позиции в процессе школьного анализа эпического произведения» (1989) подтвердят, что процесс литературного развития школьников, в целом, строится с учетом жанрово-родовых особенностей текста.

Убежденный в том, что «важно не столько знать, сколько воспринять образы», И. П. Плотников предлагает применять на этапе анализа «формальный разбор» художественного произведения, который заключался в изучении языка, стиля и художественных приемов писателя. Еще В. В. Данилов, ратуя за сокращение программы по литературе «в некоторых ее частях, именно в области древнерусской литературы», писал о необходимости постижения красоты и изящности Слова: «Преподавание же древнерусской литературы должно использовать ту формально развивающую сторону ее, которой нет в произведениях новой литературы, именно древнерусский язык».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Художественные тексты в структуре отечественного УМК
Проблемы социокультурного содержания указывают на необходимость включения аутентичных текстов современной художественной литературы в учебный процесс в средних школах. Вместе с тем количество учебных материалов, обеспечивающих комплексное и полноценное формирование необходимых компетенций и упражне ...

Возникновение суфизма в теории воспитания и обучения
Педагогические взгляды суфиев. В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления исторической правды, нравственных традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа ...

Использование музыки во внеклассное время в школе глухих
Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На музыкальных занятиях учащиеся учатся воспринимать музыку (с помощью индиви ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru