Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Образование и воспитание » Особенности воспитательной работы в специальном учреждении » Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Страница 4

В трудовой деятельности происходит специализация психических функций ученика с нарушенным слухом: более широким становится распределение внимания, более быстрым – его переключение; развивается техническое и пространственное воображение, память на форму, цвет, величину; совершенствуются мыслительные операции (осуществляется переход от внешних действий к действиям в уме).

В игровой деятельности как способе познания окружающего формируются и развиваются умственные способности детей с нарушенным слухом (Н.Г. Морозова, Г.Л. Выгодская). В любой игре (ролевой, подвижной, дидактической) создаются условия, мобилизующие произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь детей. Играя, глухие и слабослышащие дети приобретают новые знания и умения, учатся применять их на практике.

В развивающих играх действия детей развертываются в зоне ближайшего развития, которая постоянно расширяется. В других видах деятельности – эстетической, физкультурно-оздоровительной, общественной – также заключены большие возможности умственного воспитания учащихся.

Умственное воспитание осуществляется совокупностью разнообразных методов и приемов.

Обогащению фонда знаний, формированию приемов умственной деятельности способствуют методы развивающего обучения (эвристические беседы, проблемное изложение и др.), выступающие как инструмент познавательной деятельности ученика. Целям умственного воспитания наиболее соответствуют такие приемы, как самостоятельное формулирование учащимися вопросов, дополнение и коррекция ответов товарищей, доказательство высказанной мысли, отчет о выполняемых действиях и др.

Во внеклассной работе полезен цикл бесед: «Как стать внимательным», «Как научиться самостоятельно мыслить», «Развивай свою память», «Умеешь ли ты читать книги?», «С чего начинать выполнение домашнего задания».

В умственном воспитании важны и формы организации умственной деятельности учащихся. Для старшеклассников, например, важна групповая деятельность, в процессе которой особую значимость приобретает словесное общение, совершенствуется умение планировать ход решения проблемы, высказывать свое мнение, понять точку зрения других, принять или аргументированно отвергнуть, доказывать, продуктивно спорить. Интеллектуальный фонд класса – общее стремление к знаниям – в педагогике сотрудничества рассматривается как важнейшее условие учебы каждого.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Организационно-методические модели ДО
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной з ...

Особенности функционального базиса письма
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Многими исследованиями установлено, что низкий уровень р ...

Диагностическое обследование склонности к девиантному поведению подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району
Вторая часть нашего исследования посвящена опытно-педагогической работе по теме ВКР; она включает в себя следующие этапы: 1 этап – проведение диагностического исследования по теме работы; 2 этап – изучение методов и форм профилактики отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru