Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Образование и воспитание » Особенности воспитательной работы в специальном учреждении » Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Страница 2

Глубина знаний

характеризуется числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися. Глубина не тождественна полноте, которая не исключает изолированности знаний. Глубокие знания отражают сущность явлений, разнообразные их связи и отношения.

Оперативность знаний

проявляется в готовности и умении ученика применять их в сходных и вариативных ситуациях. Чем разнообразнее ситуации, в которых ученик может применить знания, чем совершеннее это применение, тем выше уровень оперативности как качества знаний. Это качество с трудом формируется у детей с нарушенным слухом. Очень часто (и это подтверждают опыты психологов) ученик не может решить задачу не потому, что не знает материал, а потому что не умеет оперативно использовать знания (например, не может объяснить, почему сохнет белье на веревке, хотя правильно отвечает на вопрос об условиях испарения воды). Формирование оперативности знаний связано в значительной мере с усвоением правил, предписании, алгоритмов, дающих ориентиры для определения действий и их последовательности.

Гибкость знаний

выражается в быстроте нахождения вариативных способов их применения при изменении ситуации, а также в способности предложить несколько способов разрешения одной и той же ситуации. Отличие гибкости знаний от другого качества – оперативности – и заключается в том, что последнее характеризует точное знание способов применения для определенной, заданной ситуации, а гибкость предполагает умение создать новый способ, комбинируя его из ранее использованных.

Конкретность и обобщенность

как качество знаний проявляется в выявлении конкретного в общем и общего в конкретном. Конкретность изначально присуща познанию. Прежде всего познаются факты, а они конкретны. Обобщения появляются на более поздних этапах общественного развития. Всякое обобщенное знание, чтобы не быть бесплодным, должно содержать конкретные знания. Но всякое конкретное знание, чтобы быть продуктивным, должно соотноситься с обобщенным. Обобщение конкретных фактов, отнесение частного к общему возможно при условии сформированности иерархии понятий (понятий видовых, понятий первого уровня, или родовых, общих понятий второго уровня). Так, ребенок, овладевший понятием «дерево», соотнесет с ним названия конкретных деревьев: березы, клена, дуба; овладевший понятием «растение» отнесет к нему и родовые понятия (овощи, фрукты, цветы, деревья и др.). Наконец, ребенок овладевает соотнесением понятий разной меры обобщенности (растение – дерево – дуб).

У детей с нарушенным слухом система понятий формируется труднее и медленнее, чем у слышащих. Ранее усвоенные и вновь приобретаемые словесные обобщения разных уровней лишь постепенно выстраиваются в сложную систему. Конкретность и обобщенность знаний можно сформировать в процессе обучения, если с первых шагов приучать детей к разноаспектному рассмотрению объектов, к использованию иерархической системы обозначений, последовательно преодолевая трудности, обусловленные недостаточным развитием их речи.

Свернутость и развернутость

знания предполагает способность к разной степени выраженности знаний: представлению их как результата сжатия некоторой совокупности знаний, либо, наоборот, как поэтапного раскрытия этой совокупности. Сформированность этих качеств знания ученик демонстрирует, например, в том случае, если он может полно и кратко пересказать текст, сформулировать решение задачи и подробно охарактеризовать путь решения.

Свернутость и развернутость как показатели качества знаний формируются при условии овладения учеником умением различать главное и второстепенное, существенное и несущественное, а также речевыми средствами для реализации этого умения. Формирование этих качеств находится в тесной связи с формированием других качеств знания, и прежде всего полноты и глубины.

Систематичность

знаний проявляется в связи новых знаний с имеющимися, с другими соответствующими им знаниями. Систематичность предполагает иерархию и последовательность знаний, при которой одни знания выступают базовыми для других, в свою очередь, эти другие становятся базовыми для третьих и т.д. Например, в VI классе на уроках природоведения, знакомясь посредством опытов с основными физическими свойствами твердых тел, которые имеют массу, форму, занимают место, изменяются, учащиеся опираются на первоначальные представления о том, что земля состоит из твердых тел. Систематичность знаний проявляется в готовности учащихся к установлению разнообразных связей в изучаемом материале: причинно-следственных, целевых, пространственно-временных и др.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Методы контроля
Среди методов контроля выделяют: - Устная проверка. - Проверка письменных работ. - Проверка практических работ. Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение д ...

Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...

Внеурочная деятельность младших школьников при организации ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся- деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru