Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.
Как и игру используют игровое упражнение. В процессе упражнений ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (осуществляются обычно у доски или у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.
Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные упражнения, выполняя те же функции, служат образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. Взаимосвязь между ними определяется не только общностью функций, но и постоянным чередованием, закономерной сменой друг друга. Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей детей.
Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.
Для детей 3–6 лет специальная система обучающих игр и игровых упражнений – наиболее приемлемый метод обучения. В связи с этим в обучении дошкольников игра должна быть основным методом освоения знаний.
Однако, как показал анализ предлагаемых методов формирования представлений дошкольников о множестве, в настоящее время не в полной мере используются возможности дидактических игр и упражнений для развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений используют дидактические игры и упражнения бессистемно, часто они не соответствуют психологическим особенностям и возможностям младших дошкольников. Это не позволяет сформировать у детей полноценные представления. Существуют различные причины такого положения: в литературных источниках не указываются критерии отбора игр для детей данного возраста, не определена последовательность и усложнение в играх дидактических заданий и т.д., то есть педагогические условия развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста раскрыты недостаточно.
Игры и игровые упражнения с множествами разрабатывали Т. И. Ерофеева, А. В. Белошистая, Е. Н. Панова, А. А. Столяр, М. Фидлер, В. Новикова, Р. Чуднова.
Т. И. Ерофеева в своих работах описала подвижные игры на формирование представлений о количестве, такие как «Медведь и пчелы», «Самолеты», «Кот и мыши» и др. Но в них не указывается в каком возрасте можно играть в эти игры, не ставится четкой цели и задач, не говорится в какое время (во время занятий или после) и их нужно проводить и как организовывать и усложнять игры.
А. В. Белошистая основной задачей ставила обучение детей устанавливать отношения между количествами много и один. Предлагала организовывать игровые на занятиях, приводила примеры занятий, но системы занятий не представлено. Предлагала такие игровые упражнения, как «Дорожки», «Раздели по цвету» и др.
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...
Выявление уровня выполнения экзаменационных заданий учащимися МБОУ «СОШ №
33 » города Архангельска
Была проведена диагностика учащихся 9 класса МБОУ «СОШ № 33» города Архангельска. Подготовку я начал в ноябре 2011 года. Географию выбрали как экзаменом в новой форме 11 человек. Завучем школы было предложено заняться подготовкой учеников к сдаче ГИА по географии. На начальных этапах подготовки я р ...
Исследование физико-географических условий
Северного морского пути
Льды являются единственным препятствием для признания Северного морского пути – путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов 0,8–1,8 м, многолетних 3–4 м. Торосы обычно имеют высоту 3–5 м, в отд. случаях до 10–15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова – оторвавшиеся участки шель ...