Использование игр и игровых упражнений

Страница 2

Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.

Как и игру используют игровое упражнение. В процессе упражнений ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (осуществляются обычно у доски или у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.

Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные упражнения, выполняя те же функции, служат образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. Взаимосвязь между ними определяется не только общностью функций, но и постоянным чередованием, закономерной сменой друг друга. Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших — в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т. д.

Для детей 3–6 лет специальная система обучающих игр и игровых упражнений – наиболее приемлемый метод обучения. В связи с этим в обучении дошкольников игра должна быть основным методом освоения знаний.

Однако, как показал анализ предлагаемых методов формирования представлений дошкольников о множестве, в настоящее время не в полной мере используются возможности дидактических игр и упражнений для развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста. Педагоги дошкольных учреждений используют дидактические игры и упражнения бессистемно, часто они не соответствуют психологическим особенностям и возможностям младших дошкольников. Это не позволяет сформировать у детей полноценные представления. Существуют различные причины такого положения: в литературных источниках не указываются критерии отбора игр для детей данного возраста, не определена последовательность и усложнение в играх дидактических заданий и т.д., то есть педагогические условия развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста раскрыты недостаточно.

Игры и игровые упражнения с множествами разрабатывали Т. И. Ерофеева, А. В. Белошистая, Е. Н. Панова, А. А. Столяр, М. Фидлер, В. Новикова, Р. Чуднова.

Т. И. Ерофеева в своих работах описала подвижные игры на формирование представлений о количестве, такие как «Медведь и пчелы», «Самолеты», «Кот и мыши» и др. Но в них не указывается в каком возрасте можно играть в эти игры, не ставится четкой цели и задач, не говорится в какое время (во время занятий или после) и их нужно проводить и как организовывать и усложнять игры.

А. В. Белошистая основной задачей ставила обучение детей устанавливать отношения между количествами много и один. Предлагала организовывать игровые на занятиях, приводила примеры занятий, но системы занятий не представлено. Предлагала такие игровые упражнения, как «Дорожки», «Раздели по цвету» и др.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Понятие и содержание культуры поведения
Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. «Человек человеку - друг» - этот принцип один из главных в нашей жизни, во вза ...

Ключевые особенности преподавания географии в школе
По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и ...

Понятие письменной речи
Письменная речь – это речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru