Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У старшеклассника формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности. Идентичность также определяется в терминах тождественности самому себе и противостоит "разделяющим" тенденциям. Я - идентичность соответствует наиболее глубинно - функциональному единству, это те элементы, благодаря которым "я узнаю себя", в отличие от тех, кто "совершенно не похож на меня", ибо они отличаются от того, кем я являюсь и кем хочу быть. Обнаружено, что недостаточная сформированность личностной идентичности связана с меньшей способностью к установлению близких отношений, а также с употреблением наркотиков. В целом, молодые люди с несформированной личностной идентичностью ощущают потерянность, отсутствие места в жизни. Они считают, что родители их не понимают, проецируют на них свои агрессивные чувства и уходят в фантазию. Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.
Доказано, что старший подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности.
Иной точки зрения придерживаются авторы, утверждающие, что подростковое развитие протекает плавно, постоянно и под влиянием окружающих условий. Они рассматривают этот период в ретроспективе с позиции зрелого взрослого, а драмы подростковых конфликтов рассматривают как "неполноценные реакции". Изучение этого периода через процесс протекания конфликтов и пути их разрешения основывается на биографическом подходе Р. Бернса, по которому поведение, направленное на преодоление трудностей, как в повседневных, так и в экстремальных ситуациях, тематически структурировано, а возникающие проблемы решаются при помощи определенных техник существования (достижение, приспособление, защита, избегание, экспрессия, агрессия).
Стратегии преодоления трудностей в период взросления зависят от типа личности подростка и свойств его проблем (с учетом собственных возможностей). Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями и проходит три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения.
Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее.
Учитывая возрастную специфику и основываясь на структуре потребностей А.Маслоу, выделим компоненты, требующие оказания профессиональной помощи со стороны социального педагога: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и привязанности, потребность в общественном статусе, потребность в успехе, потребность в самореализации и индивидуальном развитии.
Физиологические потребности отмечаются стремлениями к физической и сексуальной активности и высокой оценке своего физического развития, сопровождающимися способностью к интроспекции (самонаблюдению). В круг предметов мысленного рассмотрения включаются собственные мысли, чувства и поступки. Здесь очень важно отметить новообразование в форме способности различать противоречия между мыслями, словами и поступками, а также использование своих мыслительных процессов для создания идеалов и ценностей.
Результатом этой новой способности оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами являются претензии к миру взрослых и даже бунт против него. Идеализации не ограничиваются абстрактными представлениями, а переносятся на конкретных людей, превращающихся в образцы для подражания. Столкновение идеалов с действительностью или идеалами других сверстников особенно долго и тяжело переживается старшеклассниками и является значительным основанием для возникновения конфликтных явлений в их среде. При этом нравственное развитие приобретает новый смысл с развитием формального мышления.
Статьи по педагогике:
Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя
В своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен удовлетворить требования общества, которые заложены в виде целей и задач, представленных в Программе по физическому воспитанию. В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы ...
Изучение культуры Средневековой Европы в школе
Цель изучения раздела – знакомство учащихся с характерными особенностями культуры Средневековой Европы, формирование целостного представления об искусстве и мировоззрении средневекового человека. Задачи: познакомить учащихся с характерными чертами культуры средневековой Европы; развить творческое м ...
Диагностика и анализ формирования экологической культуры родителей
Целью исследования явилось выявление того, как использование интернет – ресурсов помогает родителям повысить уровень экологической культуры. Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе были проведены методики диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натураф ...