Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Страница 4

Потребность в безопасности отличается психофизиологическими изменениями, которые с трудом поддаются оценке в этом возрасте и этим усиливают данную потребность. Ее стремятся удовлетворить либо в семейных отношениях, либо в группе ровесников.

Потребность в независимости стимулирует столкновения с ожиданиями и ограничениями взрослых. На этом фоне возникает очень много конфликтных явлений. Результат проявляется в противодействии навязываемым мнениям, авторитетам, общественным нормам и правилам.

Потребность в привязанности (любви) сопровождается стремлением к независимости, что отдаляет от родительского дома, семейного круга и ведет к некоторой изоляции, повышая потребность в любви, привязанности, во взаимопонимании и доверии вне семейного круга.

Сфера взаимоотношений подростка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности: его потребностно-мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим.

Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

умение познакомится с понравившимся человеком;

свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;

ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказывать свои мысли и выражать чувства.

Старший подростковый возраст характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью .

Психофизиологические, психологические, социально-психологические и личностные особенности, характерные для данного возраста могут вызвать развитие различных типов девиантного поведения. По мнению Н.Е. Буториной, характерные особенности определяются контекстом психолого-педагогических и социально-экономических условий, влияние которых становится все более и более неопределенным, неоднозначным и противоречивым. Склонность к употреблению наркотических веществ зависит от степени социальной адаптации, которая, определяется общей психологической устойчивостью личности при решении задач взросления. В свою очередь, психологические особенности подросткового возраста могут облегчить формирование тенденции к употреблению наркотических веществ.

Понятие "аддиктивность" заимствовано из медицины и является относительно новым и популярным в настоящее время. В широком смысле, под зависимостью понимают, стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации. Аддиктивное поведение, таким образом, оказывается тесно связанным, как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребности. В переводе с английского "addiction" – склонность, пагубная привычка. Вред наркотиков: ломка – последствие; ухудшение здоровья; снижение умственных способностей; попадание в группу риска заражения СПИДом. Социальная педагогика предполагает вывод клиента из условно обозначенной стадии "наркоман" и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе.

Таким образом, в последние годы проблема аддиктивности у старших подростков – одна из острейших проблем современного российского общества. Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части подростков в незаконное потребление наркотиков. По данным Министерства Здравоохранения на 1 января 2001 года в России было официально зарегистрировано 25041 детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками и больных наркоманией. Следовательно, нужно вовремя вовлекать подростков, склонных к наркотизации, в социально положительные формы деятельности, обеспечивая тем самым позитивное развитие личности. Исходя из вышесказанного, можно описать следующие особенности старшего подросткового возраста:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Средства обучения и их особенности
Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д. Средства обучен ...

Неуспевающие дети. Кто они
Представление, что число нервных людей в наш век с его напряженным ритмом жизни все увеличивается, стало тривиальным. Оно подтверждается тем, что исследования в разных странах показывают безусловное нарастание частоты неврозов, наиболее распространенного нервного заболевания. Итак, «нервный ребенок ...

«Специфика контроля на уроках Мировой художественной культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru