Образовательная система в Финляндии: история и современность

Образование и воспитание » Высшее образование в Финляндии » Образовательная система в Финляндии: история и современность

Страница 2

В последнее время наметился рост числа иностранных студентов в финских университетах и политехниках. Более всего в финском высшем образовании их привлекает отсутствие платы за обучение – также, как и граждане Финляндии, иностранцы, владеющие финским языком, обучаются в университетах и политехниках бесплатно (росту числа иностранных студентов также в немалой степени способствует распространение образовательных программ на английском языке, которые стали интенсивно внедряться в течение последних пяти лет).

Финские же студенты получают от государства денежное пособие: стипендию и доплату за жилье. Кроме того, они имеют возможность брать в банках льготные кредиты, и в течение трех лет после окончания учебы проценты по ним платит государство. Если в среднем в странах Европы доля лиц с высшим образованием среди населения 15 лет и старше составляет 16%, то в Финляндии она достигает 24%.

Любопытно, что ценность образования отнюдь не является культурным императивом, передаваемым из поколения в поколение. Среди финских пенсионеров в возрасте 55–64 года свидетельство об окончании средней школы имеют только 37%, тогда как в возрастной группе 25–34 года соответствующий показатель составляет уже 83%. По данным последних исследований (2002 г.) около 90% опрошенных в возрасте 15–29 лет убеждены в том, что высшее образование повышает шансы на успешное трудоустройство.

Очевидно, общее повышение уровня образования обусловлено двумя факторами послевоенного развития Финляндии. Во-первых, экономический рост 1950–60-х гг. сделал образование востребованным и социально престижным. Поэтому повышение образовательного уровня происходило скачкообразно, один «образовательный бум» сменялся другим. Во-вторых, рост образованности – результат долгосрочной политики, проводимой правящей социал-демократической партией. Более 10 лет строка «развитие образования» сохраняет свои позиции в рейтинге национальных приоритетов.

Ежегодно на финансирование системы образования правительством Финляндии выделяется 5 466 млн. евро или 15,5% от расходной части бюджета. При этом полные государственные расходы на высшее образование в Финляндии составляют 21,7% от всех расходов на образование. В пересчете на одного студента вуза эти расходы составляют около 8 тыс. евро в год. Финляндия относится к числу стран, наиболее последовательных в проведении Болонских реформ. Начало преобразований стало до некоторой степени реакцией на «идейный кризис» высшего образования 1990-х гг. Директивный стиль управления университетами, характерный для финской системы образования, исчерпал себя, стала очевидной необходимость повышения институциональной автономии вузов. В 1999 г. был запущен Пятилетний план финского правительства в области образования. Его основная цель – внедрение элементов Болонской модели в финскую систему образования и всемерное участие Финляндии в создании единого европейского образовательного пространства. Осенью 2000 г. Министерство образования создало рабочую группу по разработке маркетинговой стратегии для высшего образования. Тогда же началась работа по «пропаганде образа страны как привлекательного места обучения». В Финляндии новое законодательство, соответствующее Болонскому соглашению, вступит в силу в августе 2005 г., хотя на практике все принципы его уже внедрены.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...

Лингвистические основы изучения звуко-слоговой структуры слова
Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой. В отличие от нее общая фонетика на материале различных я ...

Традиционно-педагогические методы
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки, и которые применяются и поныне. К таким методам относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученическ ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru