Изучив опыт инспектора по делам несовершеннолетних ПДН ОМВД РФ по Миллеровскому району, мы пришли к выводу о том, что работа по профилактике отклоняющегося поведения проводится в тесном взаимодействии с родителями, классными руководителями, администрацией, психологами и социальными педагогами.
Наша работа посвящена актуальной социально-педагогической проблеме отклоняющегося поведения подростков.
В ходе нашего исследования были выполнены следующие задачи:
Изучена научная литература по теме исследования, что позволило уточнить сущность отклоняющегося (девиантного) поведения, под которой мы понимаем поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом поведенческих норм и которое является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушения процесса социализации.
Рассмотрены теории девиаций:
- биологические - своеобразие внешнего вида человека предопределяет его склонность к правонарушению (Ч. Ломброзо, Шелдон);
- психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (3. Фрейд);
- социологические - девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и др. (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), а также охарактеризованы виды девиаций: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Описаны психолого-педагогические особенности подросткового возраста и выделили характерные черты, которые приводят к возникновению различных форм девиантного поведения: шалости, проступку, правонарушению, преступлению и рецидиву (повторному преступлению).
Изучены пути социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков, которая должна быть направлена на выявление подростков с девиантным поведением, диагностику причин их отклонений в поведении, определение особенностей взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, на разработку мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения в развитии и формировании личности подростка.
Во второй части выпускной квалификационной работы было проведено диагностическое обследование девиаций городских подростков в ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району.
Описана опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
Даны рекомендации для успешного взаимодействия семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков.
Таким образом, задачи, поставленные в дипломной работе, реализованы; следовательно, цель ВКР достигнута.
Статьи по педагогике:
Методика Е.А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова Методика предназначена для отбора на различн ...
Женское воспитание и образование при Екатерине II
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, з ...
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...