В любом обществе существуют социальные нормы, то есть правила, по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм классифицируется как социальное отклонение, или девиация.
Каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
На наш взгляд, отклоняющееся поведение является одной из наиболее важных проблем социума, которое всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по его правилам и нормам. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения; может быть разное количество индивидов, попадающих под определение «девианты». Также может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.
Большинство случаев отклонения в поведении приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста является самым острым и самым длительным. Подростки остро переживают конфликты между своими желаниями и возможностями их удовлетворения.
Проблема отклоняющегося поведения подростков постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей.
Теоретической основой нашей работы являются труды следующих ученых: Ю. В. Васильковой,М.А. Галагузовой, Я. И. Гилинского,Д.Д. Еникеевой,Е. В. Змановской,Ю.А. Клейберг,И. С. Кон, А.В. Мудрика, Л.Я. Олиференко, Э. Шпрангер, и др. по проблемам отклонений в поведении подростков.
Таким образом, мы считаем актуальной тему дипломного исследования «Отклоняющееся поведение подростков как социально-педагогическая проблема».
Объектом нашего исследования являются подростки с отклоняющимся поведением.
Предмет исследования: деятельность по социально-педагогической профилактике подростков с девиантным поведением.
Цель работы - выявление форм и методов социально-педагогической профилактики подростков с отклоняющимся поведением.
В соответствии с целью, объектом и предметом выпускной квалификационной работы нами были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
Изучить научную литературу по теме исследования и уточнить сущность понятия «девиантное поведение».
Рассмотреть теории и типы девиаций.
Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
Описать пути профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Провести диагностическое обследование девиаций городских подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району.
Описать методы и формы педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району.
отклоняющийся девиантный поведение подросток
Статьи по педагогике:
Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося
поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...
Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приё ...
Мотивационная сфера личности учителя
Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убежден ...