Я-концепция в структуре личности

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Я-концепция в структуре личности

Страница 2

Свой подход к проблеме «Я» раскрывают чешские ученые К. Блага и М. Шебек в книге «Я — твой ученик, ТЫ — мой учитель». По их мнению, структура «Я» выглядит следующим образом. Я-глобальное — центр личности, он представляет душевные процессы, состояния, чувства, желания, цели и т.д. Это «Я» включает все познавательные, эмоциональные," волевые функции и одновременно имеет свой образ мира, а также образ себя и самопонимание. Образ себя, самопонимание, образ мира и его понимание — результат познавательной, практической и творческой деятельности человека. Процессуальное, структурное «Я», образ мира и понимание его — составляющие глобального «Я», функционально взаимосвязанные элементы. Не вдаваясь в критический анализ такого понимания «Я», следует все-таки сказать о том, что оно представляется несколько расширительным и в такой трактовке приближающимся к понятию «личность», что не вносит Ясности и четкости в проблему «Я».

Отечественный исследователь В.А. Ядов разрабатывает проблему личности в контексте теории социальной установки. По его мнению, отдельные установки не существуют сами по себе, а складываются в определенную уровневую систему диспозиций.

Первый уровень — элементарные установки, которые формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Они лишены модальности (переживания «за» или «против») и не осознаваемы.

Второй уровень — социальные установки, которые обладают всеми основными компонентами (когнитивным, эмоциональным и поведенческим) и формируются у человека на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций (или их свойств).

Третий уровень — базовые социальные установки, определяющие общую направленность активности личности.

Четвертый уровень — система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированных общими социальными условиями жизни данного индивида.

В.А. Ядов, а за ним и И.С. Кон считают, что понимание «образа Я») как социальной установки, установочной системы позволяет представить его структуру как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.

B.C. Мерлин выделил в структуре самосознания четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать так же, как и фаз его развития:

— сознание тождественности, зачатки которого возникают уже 11-месячном возрасте, когда ребенок начинает отличать ощущения исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемые внешними предметами;

— сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, которое проявляется в 2—3 года, когда ребенок овладевает личным местоимениями и возникает первая фраза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам»;

— осознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и предполагает достаточно развитое абстрактное мышление;

— социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопи ленного опыта общения и деятельности.

Феномен самосознания является важнейшей составляющей развития личности. Процесс развития самосознания включен в генезис личности. Самосознание выступает как сложное интегральное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапа ее существования, и прежде всего для нее самой. С другой стороны, качестве внутреннего осознанного регулятора поведения самосознание влияет на дальнейшее ее развитие. Оно — одно из существенных внутренних условий непрерывности развития личности, устанавливающее равновесие между внешними влияниями, внутренними состояниями личности и формами ее поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Исторические сведения
«О, сколько мы много и, в то же время, так мало знаем о золотом делении», говорили мастера. История этого деления поразительна. Американский математик Марк Барр 80 лет назад предложил назвать отношение двух отрезков, образующих «золотое сечение», числом Φ. Буква Φ является первой буквой в ...

Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...

Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru