Я-концепция в структуре личности

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Я-концепция в структуре личности

Страница 3

Осознание себя появляется уже на втором году жизни ребенка. В возрасте полутора лет дети узнают свои лица и показывают себя на фотографиях, называя свое имя. С этого периода жизни у каждого человека существует представление о самом себе как субъекте, отличном от других людей, а также от тех ролей, которые он выполняет в микроколлективах, в которых живет и с которыми взаимодействует. ; Это наше представление о своей подлинной сущности есть субъективное «Я». Оно социального происхождения и развивается под влиянием родителей, родственников, знакомых, соседей и ровесников, особенно в том возрасте, когда ребенок начинает играть роли «солдата», «купца», «героя из сказки» и т.п. Многие воспоминания могут стать частью Я-концепции, особенно вынесенные еще из детства, из родительского дома.

«"Образ Я" — одна из самых важных для личности социальных ус­тановок: никому не безразлично собственное "Я". Отношение человека к любым "внешним" объектам может быть и положительным, и отрицательным. Однако все люди испытывают потребность в положительном "образе Я". Отрицательное отношение к себе, неприятие себя — всегда сложный и болезненный процесс».

Человеческое «Я» — высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех сознательно осуществляющихся психических процессов. Своеобразный нравственно-психологический, характерологический и мировоззренческий стержень личности. Если человек не оправдывает собственных ожиданий, появляется внутреннее противоречие, ощущение дискомфорта. Люди, избегающие рефлексии и размышлений о себе, больше других склонны к девиантному (отклоняющемуся) поведению, которое сопровождается снижением уровня самоосознания и самоконтроля.

«Я» оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности. Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает когнитивный компонент — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание); эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.п.; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.п.

Психологам удалось выделить несколько относительно автономных признаков, измерений, по которым можно сравнивать «образ Я» у разных людей или у одного и того же человека на разных этап его развития:

1. Степень сложности и дифференцированности «образа Я». Степень сложности «образа Я» — важная характеристика самосознания и личности в целом.

2. Степень значимости «образа Я», его место в системе других установок. Она проявляется в наличии или отсутствии рефлексии и характере ее объекта: внешняя сторона проявлений личности, ее интеллектуальный потенциал, нравственные установки и т.п.

3. Степень внутренней последовательности, цельности «образа Я» Цельность «образа Я» в первую очередь определяется степенью соотнесенности притязаний человека и его самооценки. У. Джемс вывел формулу самоуважения: чем выше успех, тем выше самооценка и притязания человека.

4.Степень устойчивости «образа Я» во времени.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Понятие функционального базиса письма
Традиционно в общей и коррекционной педагогике при оценке уровня речевого развития предполагается оценка состояния звукопроизношения, объема словаря, правильности реализации грамматической системы языка, готовности ребенка к самостоятельному развернутому высказыванию. В последнее время при определе ...

Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...

Классификация праздников для детей младшего школьного возраста
Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, ат ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru