Я-концепция в структуре личности

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Я-концепция в структуре личности

Страница 4

5.Степень самоуважения: как относится человек к себе в целом принимает себя таким, какой он есть, или отвергает.

А.В. Мудрик выделяет три проявления «образа Я»:

«наличное Я» — каким человек видит себя в данный момент, как человек кажется себе в действительности;

«желаемое Я» — каким человек хотел бы себя видеть;

«представляемое Я» — те «образы», «маски», которые человек демонстрирует или хотел бы показать окружающим его людям.

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

«Положительная Я-концепция определяется тремя факторами:

•твердой убежденностью в импонировании другим людям;

•уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;

•чувством собственной значимости».

В концепции «Я» большое место занимает проблема морально

выбора как критерий нравственности и зрелости личности. Человеческое «Я» формируется в общении, и личность практически всегда выбирает в своих действиях и поступках между тем, что значимо для нее, и тем, что значимо для других. Американские психологи Ф. Зимбардо и С. Милгрэм провели эксперимент, в ходе которого было доказано, что «действие, не вытекающее из собственных мотивов лица, уже не отражается на его «образе Я» и поэтому не влияет на его представления о себе». Иными словами, действия по приказу как бы снимают с личности нравственные обязательства и ответственность. Однако это чисто внешняя позиция личности, в действительности в подавляющем большинстве даже в таких ситуациях у личности есть возможность выбора. Упоминавшийся уже нами В. Франкл в своей книге приходит к такому выводу: «Человек решает за себя: любое решение есть решение за себя, а решение за себя — всегда формирование себя . решение сегодня есть потребность завтра». Согласен с ним и отечественный исследователь А.Г. Асмолов: «Подобная ситуация может возникнуть как при наличии внешних или внутренних преград на пути деятельности, так и в процессе постановки личностью тех или иных сверхзадач. В такого рода ситуациях личность проявляет свою активность, инициативность, которая находит свое выражение в творческом преобразовании в самой ситуации, в саморазвитии личности как субъекта деятельности».

Я-концепция — система представлений человека о самом себе, на основе которой он взаимодействует с другими людьми. Она для каждого человека уникальна. Однако может быть установлено пять критериев, по которым люди отличаются друг от друга:

1)степень интеграции личности;

2)уровень осознания;

3)стабильность;

4)самооценка (уровень собственного достоинства);

5)степень соответствия Я-концепции тем представлениям о данном индивиде, которые он встречает в коллективах и группах, и тем отношениям к нему, которые имеют место в данных коллективах (отраженное «Я») (В.Ф. Сержантов).

Субъективное «Я» (Я-концепция) — это центральный компонент лично­стной интеграции, и, как считает большинство психологов и социологов в последнее время, субъективное «Я» — образование социогенное.

Система идеалов — второй компонент личностной интеграции. Он образуется на основании усвоения аксиологического знания и индивидуального жизненного опыта. Система идеалов — это индивидуальная модификация функционирующих в обществе систем ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Рекомендации социальному педагогу по профилактике наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...

Диагностическое обследование склонности к девиантному поведению подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району
Вторая часть нашего исследования посвящена опытно-педагогической работе по теме ВКР; она включает в себя следующие этапы: 1 этап – проведение диагностического исследования по теме работы; 2 этап – изучение методов и форм профилактики отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru