Психология и педагогика подросткового возраста

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика подросткового возраста

Страница 6

5.Учителя основной школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими возрастными параллелями. Даже психологически благополучный выпускник начальной школы, успешно справляющийся с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в пятый класс. Об этом свидетельствует тот факт, что в первой четверти пятого класса четвертные оценки у них по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных.

6.Переход в среднюю школу является потенциальным источником стресса, который затрагивает целый ряд сторон Я-концепции ребенка.

7.К началу обучения в средней школе часть учеников может прийти с нерешенными, не устраненными вовремя проблемами в обучении, с недостаточным уровнем овладения учебными знаниями, навыками, с неразвитым в должной мере «умением учиться». Переход к предметному обучению предъявляет более высокие требования к интеллектуальному, личностному развитию детей, к степени сформированное у них всех компонентов учебной деятельности, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.

В пятом—восьмом классах те же предметы приобретают гораздо более отвлеченное содержание, в учебную программу начинают входить совсем новые учебные предметы, предъявляющие к усвоению знаний учащимися принципиально иные требования. К таким предметам относятся физика, химия, алгебра, геометрия и пр.

8.Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения, младшая школа), атмосфера, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования к целостной личности учащихся, и прежде всего к ее социально-психическому уровню (А. Коджаспиров).

Таким образом, переход из начальной школы в среднюю может обострить все прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, а также спровоцировать появление новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

Существование этих проблем может проявляться в ухудшении школьной успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий (Е.В. Новикова). Несвоевременное распознавание характера и природы этих проблем, отсутствие специальных корригирующих программ ведет не только к хроническому отставанию в усвоении учебных знаний учащимися, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития детей, к различным формам отклоняющегося поведения. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательнго процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.

В моральной сфере подростков возникают следующие две новые особенности:

во-первых, в этот период вопросы, связанные с нормами и правилами общественного поведения и с нормами взаимоотношений людей друг с другом, становятся в центре внимания;

во-вторых, у подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний («автономные») моральные взгляды, суждения и оценки. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки того или иного детского коллектив возникающие под влиянием собственного опыта детей, не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто следуют нормам морали принятым в их среде, а не нормам морали взрослых.

В период среднего школьного возраста у подростка уже возникает система своих собственных требований и норм, и он их может довольно упорно отстаивать, даже не боясь упреков и наказаний со сторон взрослых. Именно этим многими исследователями объясняется чрезвычайная стойкость некоторых «моральных установок», которые из года в год существуют в среде школьников и почти не поддаются педагогическому воздействию. К таким установкам относится, например; осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное, отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой в том смысле, что не имеет опоры в его подлинных моральных убеждениях; она не складывается еще в моральное мировоззрение, а потому может относительно легко изменяться под влиянием общественного мнения товарищей.

Подростковый возраст представляет собой то время, когда у детей возникают убеждения относительно приемлемости или неприемлемости определенных форм поведения; начинают развиваться те внутренние процессы, которые к концу подросткового возраста приводят к формированию уже относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок, относительно устойчивой системы отношения подростков к окружающему и к самому себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...

Характеристика комплекса дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Мы изучили много различных дидактических игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А.К., а также Швайко Г.С. опираясь на разработки этих авторов, мы создали комплексы дидактических игр из игр разных разделов развития речевой деятельности: - расширение ориентировки в окружающем и формирова ...

Культура - среда, созданная человеком и формирующая человека
Человек — существо природное, но живет не только в природной среде, но и в искусственном, надприродном мире культуры. Образование может быть рассмотрено в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры. Каждое новое поколение и новый человек приобретают опыт и знания б ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru