Психология и педагогика подросткового возраста

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика подросткового возраста

Страница 5

•взрослые прислушиваются к мнениям подростка, но не потакают его желаниям.

Характер течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, и при благоприятных условиях кризисы в этом возрасте совсем не обязательны. Однако нередки и отклонения в развитии различных систем организма подростка, которые могут носить не только функциональный, но и патологический характер.

В этот период остро проявляются акцентуации характера. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, почти не обнаруживаясь в обычных условиях.

Помимо традиционных для этого возраста акцентуаций характера психологам чаще всего, приходится сталкиваться с саморазрушающими факторами (алкоголизм, наркомания, токсикомания, суициды) либо с агрессивным поведением в отношении окружающих. Кроме того, в последние годы все большее распространение получают социальные девиации, связанные с мистикой, оккультизмом и тоталитарными религиозными сектами.

«Трудные» подростки — результат грубейшего нарушения взрослыми гармонии внутреннего мира индивидуальности, удар по чувствам, игнорирование самоощущения растущего человека. Обида, оскорбление, унижающее достоинство наказание, постоянное непонимание, случайное или преднамеренное нанесение вреда порождают агрессивное отношение ко взрослым. Одно из следствий подобных конфликтных ситуаций в том, что способность глубоко чувствовать по мере взросления подросток начинает прятать.

В подростковом возрасте есть сложный пороговый период, период перехода из начальной школы в среднюю, который порождает массу трудностей.

1. В начальной школе ребенок чувствует себя достаточно уверенно, а когда он переходит в школу следующей ступени, то оказывается в ситуации «мелкой рыбешки, попавшей в большой пруд». Если в начальной школе учитель — фигура, во многом напоминающая родителей, то средней школе учителям такая позиция не свойственна. Здесь от учащегося ожидают более независимого и более ответственного поведения.

2. В начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали необходимый психологический комфорт. В пятом классе количество предметов и учителей увеличивается до 8— 12. У каждого учителя свои требования. Адаптация школьников к новым учителям может сопровождаться конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников (С.А. Беличева). Однако смена одного учителя многими не является наиболее существенное причиной, вызывающей эти негативные явления. В большинстве школ учащиеся, начиная с первого класса, имеют дело со многими преподавателями, которые отличаются друг от друга своим педагогическим стилем, характером, эмоциональными и экспрессивными особенностями, что в значительной степени ослабляет эффект от встречи с педагогами средней школы. Но последние, как правило, плохо знают своих воспитанников, их сильные и слабые стороны, содержание сложившегося у них образа «хорошего учителя». Ошибки учителей в реализации индивидуального подхода, которые естественно возникают в такой ситуации, неиспользованные возможности его, а также не оправдавшиеся на первых порах ожидания детей по поводу характера взаимоотношений, стиля общения с новыми педагогами являются источником трудностей адаптации.

3. Часто в пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это вызывает стресс у ребенка, приходится заново строить отношения со сверстниками.

4. Пятикласснику трудно определяться в оценке себя со стороны учителей, так как теперь, в отличие от начальной школы, каждый учитель оценивает школьника только со стороны способностей к своему предмету и отношения к нему. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают еще большую неопределенность для ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Проблемы методики обучения природопользованию
Методика обучения природопользования – одна из педагогических наук, которая в настоящий момент времени только начинает развиваться в полной мере. До настоящего времени, изучив историю развития, ей не уделялось значительного внимания, так как сама дисциплина «Природопользование» появилась по историч ...

Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...

Особенности функционального базиса письма
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Многими исследованиями установлено, что низкий уровень р ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru