Считается, что подростки менее креативны, чем дети более младшего возраста (у подростков «притупляется» способность к творчеству). Причина этого не в ухудшении их способностей. Снижение креативности объясняется тем, что подростки испытывают сильное давление и со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять ему. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, к которым им хочется принадлежать, а потеря индивидуальности приводит к снижению возможности творчества. Таким образом, одна из основных причин кризиса креативности — подавление индивидуальности.
Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики (в широком смысле: собственно наркотики, алкоголь, курение) выполняют в извращенной форме жизненно важные для подростка функции:
•поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей;
•формируют чувство принадлежности к группе, а также среду неформального общения;
•дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей;
•помогают регулировать эмоциональное состояние;
•реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.
Родителям и педагогам необходимо настойчиво, терпеливо и тактично разъяснять ложность и вред такого отношения подростков к наркотикам.
С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу: иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, иногда — медлительны и апатичны. Поэтому младшим подросткам необходим, прежде всего, щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.
К окончанию девятого класса перед многими подростками встает проблема выбора профессии и определения жизненного пути. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
Центральным биологическим процессом переходного возраста является половое созревание. В физиологии этот процесс условно разделяется на три фазы: 1) препубертатный (подготовительный этап) 2) собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания, и 3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости. Подростковому возрасту соответствует именно пубертатный период.
Специфической формой полового влечения является любовь. Именно юношеская любовь имеет важное значение для развития личности, значительно расширяет горизонты восприятия всего окружающего, обостряет способность многое увидеть по-новому, лучше почувствовать красоту жизни.
Основные содержательные аспекты полового воспитания относятся к трем группам:
во-первых, круг вопросов, связанных с половой принадлежностью ребенка, ее значением для него лично и для общества;
во-вторых, то, что связано с семьей и отношениями в семье, их значением для ребенка и его родных;
в-третьих, это вопросы собственно половой морали.
Подростковый, отроческий возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма.
В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста — школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского.
Сложность и противоречивость подросткового возраста требует от взрослых взаимодействия с подростком на паритетных, терпимых, но требовательных и последовательных позициях:
•взрослые всегда должны объяснять мотивы своих требований и поощрять их обсуждение с подростком;
•власть используется лишь в меру необходимости;
•ценится как послушание, так и независимость подростка;
•взрослые устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;
Статьи по педагогике:
Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...
Типы и стили родительского воспитания
Родитель - это особая педагогическая профессия и лучшим семейным педагогом является сама жизнь родителей. Мудрый родитель всегда поможет своему ребенку активизировать энергию заботы о себе. Когда родитель живет ради ребенка, переживает за него, он забирает энергию ребенка, буквально родитель «прожи ...
Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании
и воспитании
Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании. В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование ...