Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 20

Гуманистические образовательные технологии

Гуманистичны и реализуемы на практике следующие технологии: Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, B.C. Библера и СЮ. Курганова, Ш.А. Амонашвили (смотри их описание в указан­ном выше учебнике «Педагогика»).

«Сделать ребенка нашим добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты» — основополагающая идея концепции Ш.А. Амонашвили.

Отдельные элементы в реализации данной концепции:

—уважительное выделение зеленым цветом успехов детей, обращение их внимания не на промахи, а на достижения;

—узнавание каждого школьника еще весной через фотографии и анкеты, через письмо каждому ученику, некоторого ребенок поймет, что его в школе ждут;

—право решить задачу за шторкой, чтобы этот процесс увидел только учитель, не обязательный публичный ответ у доски;

—беседа, свободные обсуждения, чтение легенд, мечты о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, и государств;

— уроки молчания и думы о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей;

— постоянная практика «посылания» добрых мыслей близким и родным, ведение дневника о переживаниях, философствование1.

Широкое использование вариативности выбора действий, паритетное включение ребенка в учебный процесс, высокий потенциал творческих заданий. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников. Методики Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

Выделяют следующие основные преимущества КСО:

•в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

•в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

•каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

•повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

•отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

•формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

•обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П.Ю. Цявичене.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Статьи по педагогике:

Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...

Принципы воспитания детей с недостатками слуха
Принципы воспитания – руководящие положения, которые определяют содержание и методы воспитания. Сами принципы определяются задачами воспитания и особенностями развития школьников с недостатками слуха. Принцип воспитания детей на основе их активной и самостоятельной деятельности. Только в процессе о ...

Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru