Условия обеспечения педагогической поддержки:
•согласие ребенка на помощь и поддержку;
•опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;
•ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
•совместность, сотрудничество, содействие;
•конфиденциальность (анонимность);
•доброжелательность и безоценочность;
•безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
•реализация принципа «Не навреди»;
• рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Этапы педагогической поддержки:
1.Диагностический — фиксация факта, сигнала проблемное™, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
2.Поисковый — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).
3.Договорный — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4.Деятельностный;
а) действует ребенок: со стороны педагога — одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
б) действует педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.
5. Рефлексивный — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Этика поддержки — объяснение с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные:
•ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
•самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;
•всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
•все трудности непринятия преодолевайте нравственными средствами;
• не унижайте достоинства своей личности и личности ребенка; •дети — носители грядущей культуры; соизмеряйте свою культуру
с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;
• не сравнивайте никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
•доверяя — не проверяйте;
•признавайте право на ошибку и не судите за нее;
•умейте признать свою ошибку;
•защищая ребенка, учите его защищаться;
•оказывая поддержку, представьте себя на месте ребенка, не делайте и не говорите того, что не понравилось бы вам, ребенку.
Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной педагогической деятельности влечет за собой изменение позиции педагога с «борьбы с .» на позицию «я помогу .».
В педагогике поддержки воспитатель не навязывает свои цели воспитаннику, а делает цели ребенка своими. Такая модель поддерживающего педагогического взаимодействия исключает неприятие педагогических целей педагога, столкновение волевого противодействия и давления. Педагогика поддержки направлена на то, чтобы помочь ребенку познать самого себя, уловить свою уникальность и неповторимость, реализовать собственную индивидуальность, выстроить свой жизненный путь и способы его освоения.
Статьи по педагогике:
Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...
Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...
Методика организации школьного театра
Методика школьного театра имеет свои предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество, играющего (воспитанника), педагога – режиссера. Организация работы над спектаклем - это сложный и длительный процесс, имеющий свои т ...