Условия обеспечения педагогической поддержки:
•согласие ребенка на помощь и поддержку;
•опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;
•ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
•совместность, сотрудничество, содействие;
•конфиденциальность (анонимность);
•доброжелательность и безоценочность;
•безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
•реализация принципа «Не навреди»;
• рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Этапы педагогической поддержки:
1.Диагностический — фиксация факта, сигнала проблемное™, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
2.Поисковый — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).
3.Договорный — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4.Деятельностный;
а) действует ребенок: со стороны педагога — одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
б) действует педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.
5. Рефлексивный — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Этика поддержки — объяснение с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные:
•ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
•самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;
•всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
•все трудности непринятия преодолевайте нравственными средствами;
• не унижайте достоинства своей личности и личности ребенка; •дети — носители грядущей культуры; соизмеряйте свою культуру
с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;
• не сравнивайте никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
•доверяя — не проверяйте;
•признавайте право на ошибку и не судите за нее;
•умейте признать свою ошибку;
•защищая ребенка, учите его защищаться;
•оказывая поддержку, представьте себя на месте ребенка, не делайте и не говорите того, что не понравилось бы вам, ребенку.
Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной педагогической деятельности влечет за собой изменение позиции педагога с «борьбы с .» на позицию «я помогу .».
В педагогике поддержки воспитатель не навязывает свои цели воспитаннику, а делает цели ребенка своими. Такая модель поддерживающего педагогического взаимодействия исключает неприятие педагогических целей педагога, столкновение волевого противодействия и давления. Педагогика поддержки направлена на то, чтобы помочь ребенку познать самого себя, уловить свою уникальность и неповторимость, реализовать собственную индивидуальность, выстроить свой жизненный путь и способы его освоения.
Статьи по педагогике:
Деятельность как фактор развития школьников
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...
Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм (от латинского слова authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, п ...
Правила планирования учебного процесса
Изучение и анализ научно педагогической литературы привел к следующим результатам и выводам. Для того, чтобы практически выполнить названные выше во введении правила, рассмотрим методику планирования урока на конкретном материале подготовки занятия по теме «Электрический ток в газах». 1. Определени ...