Условия обеспечения педагогической поддержки:
•согласие ребенка на помощь и поддержку;
•опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;
•ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
•совместность, сотрудничество, содействие;
•конфиденциальность (анонимность);
•доброжелательность и безоценочность;
•безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
•реализация принципа «Не навреди»;
• рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Этапы педагогической поддержки:
1.Диагностический — фиксация факта, сигнала проблемное™, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
2.Поисковый — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).
3.Договорный — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4.Деятельностный;
а) действует ребенок: со стороны педагога — одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
б) действует педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.
5. Рефлексивный — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Этика поддержки — объяснение с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные:
•ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
•самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;
•всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
•все трудности непринятия преодолевайте нравственными средствами;
• не унижайте достоинства своей личности и личности ребенка; •дети — носители грядущей культуры; соизмеряйте свою культуру
с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;
• не сравнивайте никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
•доверяя — не проверяйте;
•признавайте право на ошибку и не судите за нее;
•умейте признать свою ошибку;
•защищая ребенка, учите его защищаться;
•оказывая поддержку, представьте себя на месте ребенка, не делайте и не говорите того, что не понравилось бы вам, ребенку.
Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной педагогической деятельности влечет за собой изменение позиции педагога с «борьбы с .» на позицию «я помогу .».
В педагогике поддержки воспитатель не навязывает свои цели воспитаннику, а делает цели ребенка своими. Такая модель поддерживающего педагогического взаимодействия исключает неприятие педагогических целей педагога, столкновение волевого противодействия и давления. Педагогика поддержки направлена на то, чтобы помочь ребенку познать самого себя, уловить свою уникальность и неповторимость, реализовать собственную индивидуальность, выстроить свой жизненный путь и способы его освоения.
Статьи по педагогике:
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...
Эмоции и мотивы
Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благод ...
Сущность
понятий "объект", "модель", "моделирование"
С точки зрения информатики, решение любой производственной или научной задачи описывается следующей технологической цепочкой: «реальный объект - модель - алгоритм - программа - результаты - реальный объект». В этой цепочке очень важную роль играет звено «модель», как необходимый, обязательный этап ...