Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 19

Условия обеспечения педагогической поддержки:

•согласие ребенка на помощь и поддержку;

•опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;

•ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

•совместность, сотрудничество, содействие;

•конфиденциальность (анонимность);

•доброжелательность и безоценочность;

•безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

•реализация принципа «Не навреди»;

• рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Этапы педагогической поддержки:

1.Диагностический — фиксация факта, сигнала проблемное™, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

2.Поисковый — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).

3.Договорный — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

4.Деятельностный;

а) действует ребенок: со стороны педагога — одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;

б) действует педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.

5. Рефлексивный — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Этика поддержки — объяснение с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические максимы (или принципы) воспитания как наиболее важные:

•ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

•самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;

•всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

•все трудности непринятия преодолевайте нравственными средствами;

• не унижайте достоинства своей личности и личности ребенка; •дети — носители грядущей культуры; соизмеряйте свою культуру

с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур;

• не сравнивайте никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

•доверяя — не проверяйте;

•признавайте право на ошибку и не судите за нее;

•умейте признать свою ошибку;

•защищая ребенка, учите его защищаться;

•оказывая поддержку, представьте себя на месте ребенка, не делайте и не говорите того, что не понравилось бы вам, ребенку.

Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной педагогической деятельности влечет за собой изменение позиции педагога с «борьбы с .» на позицию «я помогу .».

В педагогике поддержки воспитатель не навязывает свои цели воспитаннику, а делает цели ребенка своими. Такая модель поддерживающего педагогического взаимодействия исключает неприятие педагогических целей педагога, столкновение волевого противодействия и давления. Педагогика поддержки направлена на то, чтобы помочь ребенку познать самого себя, уловить свою уникальность и неповторимость, реализовать собственную индивидуальность, выстроить свой жизненный путь и способы его освоения.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Статьи по педагогике:

Основные этапы информационного моделирования
Прежде чем браться за какую-либо работу, нужно четко представить себе отправной и конечный пункт деятельности, а также примерные ее этапы. То же самое можно сказать и о моделировании. Отправной пункт здесь - прототип. Им может быть существующий или проектируемый объект или процесс. Конечный этап мо ...

Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...

Психология и педагогика младшего школьника
Младший школьник (от 7(6) до 10 лет). Приход ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: он был большим и старшим в детском саду и во дворе, среди малышей, у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, ведущей деятельностью была игра. В школе он стал самым ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru