Воспитателю необходимо установить доверительные отношения с воспитанниками, проявлять толерантность к подростковой и молодежной субкультуре. Деликатности требуют индивидуальные беседы с теми детьми, которые вызывают тревогу у педагога, особенно с себялюбивыми, замкнутыми, конфликтными, с завышенной или заниженной самооценкой. Обращаясь к реальным примерам из окружающей жизни, учитель помогает своим воспитанникам обретать собственный опыт терпимости к иному, но хорошему и неприятия и недопущения зла, зависти, ссор, конфликтов. Тогда в классе или ином детском коллективе возникает положительная нравственно-психологическая атмосфера, которая, в свою очередь, создает предпосылки для формирования у каждого ребенка опыта толерантного поведения.
Толерантность профессионально необходима самому педагогу, поскольку дети разные и отношение к ним может быть разным, но проявлять его необходимо принципиально одинаково: ровно, уважительно, терпимо, тактично, порой переступая через собственные отрицательные эмоции. Это не исключает права педагога на требовательность, недовольство или даже гнев, но предполагает их корректное проявление. Толерантность учителя — не всепрощение или беспринципность, не равнодушие к недостаткам. Педагог часто бывает усталым, взвинченным, да и школьники не так уж редко проявляют распущенность, допускают грубость, непослушание, а то и прямое хамство. И, тем не менее, даже в таких ситуациях, реагируя на происходящее, следует быть сдержанным, сохранять достоинство и не терять авторитета. Это дается непросто, нужно серьезно работать над собой, набираться опыта, что становится не просто важной, но органической составляющей профессионального мастерства, которого без толерантности не бывает, какой бы репутацией, ни пользовался педагог.
В «Методических материалах по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения» (ВДОУ), разработанных под руководством И.А. Зимней (М., 2003), одним из первых критериев определяется толерантность субъектов воспитательного взаимодействия и комфортность психологического климата в ОУ.
Предполагается как минимум, что в процессе ВДОУ все требования к обучающимся предъявляются в видах и формах, не унижающих их человеческого достоинства, и что обучающимися не допускается поведение, имеющее целью оскорбить педагогов-воспитателей. Дружеское взаимодействие педагогов-воспитателей и обучающихся, их толерантность выступают в качестве желаемого фона для осуществления ВДОУ.
Эксперт фиксирует отсутствие явных признаков (прямые жалобы, проявления вандализма и пр.) неуважения к человеческому достоинству, как педагогов-воспитателей, так и обучающихся.
В психологии выявлен эффект фрустрационной толерантности. При длительном воздействии фрустраторов индивид склонен к ригидному, стереотипному поведению, он перестает искать способы разрешения неблагоприятной ситуации. Длительная фрустрация, характерная для деятельности педагога, может привести к изменению его личности. Именно это наблюдается в профессии педагога. Фрустрационная толерантность зависит от следующих факторов:
1)наличия волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпимости) и волевого самоконтроля;
2)гибкости (вариативности) мышления и поведения;
Статьи по педагогике:
Современная образовательная система в Кореи: традиция и тенденции развития
В Корее издавна чтились люди образованные и наделенные литературным даром. От них требовалось знакомство с классическим культурным наследием Китая и владение китайской письменностью. Обучение было нацелено на подготовку корейской молодежи к государственной службе. Несколько лет интенсивных занятий ...
Типы и стили родительского воспитания
Родитель - это особая педагогическая профессия и лучшим семейным педагогом является сама жизнь родителей. Мудрый родитель всегда поможет своему ребенку активизировать энергию заботы о себе. Когда родитель живет ради ребенка, переживает за него, он забирает энергию ребенка, буквально родитель «прожи ...
Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте
Исследователи выделяют различные этапы в становлении речи детей и указывают различные возрастные границы. Так, например, А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й – подготовительный этап (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2-й – преддошкольный э ...