Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 6

•Основным регулятором всех видов активности (а по существу, и самой человеческой жизни) является самоотношение как результат восприятия собственного опыта, переживаний. Отсюда главная задача педагога — помощь детям стать личностями, что значительно важнее всего остального.

•Педагог не «инженер человеческих душ», а фасилитатор, помогающий становлению личности ребенка. Основными «средствами» воспитания являются собственная личность педагога, уважение ребенка, подлинное общение и диалог.

•Подлинное воспитание проистекает из естественного интереса ребенка, его желания (мотивов) открывать, узнавать, пробовать, которые проявляются при встрече ребенка с трудностями. Главный мотив деятельности возникает тогда, когда та или иная проблема становится для ребенка осознанной, субъектно-значимой.

•Основным мотивом поведения является стремление к самореализации, понимаемой как сложный процесс, который происходит в борьбе и преодолении препятствий и в процессе которого ребенок получает возможность приобретения позитивного опыта независимости от влияний и опоры на себя.

•Полноценное развитие ребенка возможно лишь в атмосфере свободы и поддержки, в атмосфере «помогающих отношений». Важнейшими составляющими таких отношений являются конгруэнтность учителя (его искренность, уверенность в себе на основе доверия учеников к нему, его опыту и возможностям); принятие учителем своих учеников (безусловное и безоценочное принятие ребенка как личности, уважение к нему, его индивидуальным особенностям, вера в его позитивный потенциал и успех), понимание ученика учителем (адекватное видение ребенка и его состояния, эмпатия, глубокое сопереживание и понимание динамики его внутренней жизни). Созданию атмосферы «помогающих отношений» способствует помощь педагога ребенку в принятии реалистичных целей и задач, поддержка его в случае неудач, акцент на позитив, чуткое отношение к самоотношению ребенка, способствование развитию у него позитивной и сильной Я-концепции.

•Большое значение для развития ребенка имеет богатое информационное пространство.

•Отказ от однозначно-правильных рецептов педагогической деятельности; признание за педагогом права на самостоятельный выбор методических средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией, индивидуальными способностями детей и своими собственными возможностями и предпочтениями.

Учебно-воспитательный процесс в парадигме гуманной, личностно-ориентированной педагогики решает следующие задачи и строится на следующих принципах (Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская).

Задачи:

· создание условий для удовлетворения потребностей ребенка в активности, информации и др.;

· формирование у каждого ребенка чувства психологической защищенности;

· предоставление каждому ребенку возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;

· формирование в школе на уровне взаимоотношений «учитель-м­ученик», «ученик—ученик», «учитель—учитель» специфического эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

· создание в школе условий максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.

Принципы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по педагогике:

Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте­пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес­кие программы ее социального оздоровления, которые по мнению работника ОВД по делам несовершеннолетних . и в соответсвии с нашим ...

Дошкольная педагогика Германии
Отцом всей дошкольной педагогики я считаю Фридриха Фребеля. Закончив в 1801 Йенский университет, в возрасте девятнадцати лет он начал работать у И.Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 году, умудренный опытом, он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего в ...

Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слух ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru