Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

Страница 4

Ориентация педагога на постижение смыслов детского поступка или поведения означает приоритет в педагогической деятельности задач понимания ребенка. В процессе общения с ребенком целью педагога является «вычерпывание» каждой конкретной ситуации, постижение глубинных (бессознательных) смыслов (мотивов) поступков и поведения детей. Понимание — это процесс, подчиняющийся жесткой логике и включающий точно обозначенные процедуры:

•выявление непонимания;

•операции по его преодолению через обращение педагога к собственному интеллектуальному, эмоциональному, оценочному, культурному, педагогическому опыту;

•рефлексию как размышление о смыслах.

В процессе понимания ребенка педагог реализует три типа познания:

•когнитивное, когда он изучает каждый факт;

•семантизирующее, когда он стремится досконально понять все, что есть ребенок (его знаки);

•«распредмеченное», когда он восстанавливает целостную картину и смыслы, которые сразу не были им угаданы или были угаданы не все.

Именно целостное видение ребенка приближает педагога к пониманию его уникальности. Важно и то, что на всех этапах понимания информация о ребенке рассматривается не как законченный, а как постоянно развивающийся материал, который каждый раз создается, а не воспроизводится по раз и навсегда заданному эталону.

Овладение герменевтическим методом означает для педагога развитие собственных способностей к пониманию, повышение культуры своего профессионального мышления. Понимание — это серьезный интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе сопереживания и идентификации. Логика процесса понимания включает знание как получение и усвоение части информации, ее узнавание (распознавание), классификацию полученной информации и понимание — осмысление.

Герменевтический подход помогает педагогу преодолевать психологические барьеры перед новизной ситуации, стереотипами традиционных представлений о воспитательной деятельности и в результате — демонстрировать оригинальность суждений и решений, самостоятельность мысли, способность принимать нестандартные решения, развивает педагогическую активность в преодолении ситуаций непонимания, обеспечивает глубину постижения каждого воспитанника, что приближает педагога к решению задач гуманизации детства.

Понятие синергетика очень близко воспитанию (в переводе с греческого оно означает «совместное действие», «сотрудничество»). Синергетическое понимание мира важно для воспитания человека: синергетическому способу мышления свойственны открытость, диалогтностъ, коммуникативность. Синергетику сегодня все чаще называют философией контакта или коммуникативности. Синергетика ориентирует педагога как субъекта педагогического процесса на изучение сложнейших внутренних законов жизни человека.

Синергетический подход к технологиям педагогической деятельности дает возможность поднять ее эвристический потенциал.

Взаимодействие педагога и ребенка можно рассматривать как взаимодействие знаковых систем, что изучает семиотика. Использование в педагогическом процессе достижений семиотики позволяет смотреть на воспитание как на сообщающиеся между собой знаковые системы взрослого и ребенка и утверждать, что взаимодействие возможно, если есть, или может быть найден общий язык, понятный обеим сторонам, если достигнут высокий уровень понимания друг друга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование»
Форма обучения по дисциплине «Природопользование» может быть как очной (дневной), так и заочной. При изучении учебной дисциплины «Природопользование» обращается внимание студентов СУЗов на ее прикладной характер, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использ ...

Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к сущности ым ха­рактеристикам дидактического процесса. Они могут обес­печить достижение требуемых целей обучения, если бу­дет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения ...

Анализ объёма академических часов, отведённых на изучение программы
Основная образовательная программа по дисциплине «Природопользование» подготовки специалистов средне-специальных учебных заведений разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и про ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru