· учить образовывать глаголы (например, упражнение: Звонок, что делает? – Звенит);
· упражнения в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения;
· знакомство с многозначными словами и словами синонимами и антонимами (например, игры «Найди другое слово», «Скажи точнее»).
5. Связная речь:
· развитие ситуативной и контекстной речи;
· развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы работы: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;
· развитие монологической речи у детей через следующие формы: формирование знаний о разных способах связи между темой и содержанием, о структурных частях текста, обучение рассказыванию; вопросы к детям – основной прием обучения рассказыванию;
· рассказывание об игрушке, предмете, использование моделей при обучении детей описательным рассказам, придумывание сюжетных рассказов, инсценирование рассказов при помощи игрушек;
· обучение детей рассказыванию по картинам;
· обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин, по репродукциям с картин великих мастеров;
· рассказы детей из собственного опыта (например, «Составим разные рассказы», «Рассказ о моем домашнем питомце», «Учимся рассуждать» и т.п.);
· составление писем с детьми, обсуждение и отбор содержания письма и формы выражения мысли;
· обучение детей пересказу;
· закрепление умения рассказывать в повседневной жизни;
· использование дидактических игр.
6. Приобщение детей к литературному творчеству:
· чтение и рассказывание произведений детской литературы;
· беседы по литературным произведениям;
· повторное чтение литературных произведений;
· ознакомление детей с юмористическими произведениями;
· ознакомление детей с поэзией, а в старшем дошкольном возрасте -с жанром басни;
· ознакомление дошкольников с фольклором;
· ознакомление старших дошкольников с творчеством поэтов и писателей;
· ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией;
· создание условий для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей;
· организация творческих ролевых игр на литературные темы, театрализованной деятельности;
· организация литературных концертов;
· просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов;
· слушание и просмотр радио- и телепередач;
· книжный уголок в доме.
7. Подготовка к обучению грамоте:
· упражнения по составлению предложений;
· упражнения по делению слова на слоги и составлению слов. Систематическая работа семьи по развитию речи детей и формированию речевой культуры позволяет сформировать достаточно высокий уровень развития речи детей в дошкольном возрасте, который предполагает:
1. Владение литературными нормами и правилами родного языка.
2. Свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении какого-либо высказывания.
3. Развитую культуру общения.
4. Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять.
5. Знание и умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета.
6. Элементарное владение грамотой.
Таким образом, не только педагоги дошкольных образовательных учреждений, но и семья, родители имеют разнообразные педагогические возможности для формирования всех сторон речи ребенка. В ходе такой работы развивается речевая культура дошкольников – речь детей к концу дошкольного возраста становится точной, понятной, чистой, богатой и разнообразной, выразительной и правильной.
Статьи по педагогике:
Антропологически
неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...
Методы и приемы использования демонстрационныхматериалов
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. Несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, та ...
Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности
Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребёнка источником радости или горя. Не замечать эту действительность, значит, допустить серьёзный просчёт в анализе оценочной стороны обучения. Зарождается привыкание уча ...