Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ

Страница 5

Доступность музыкального репертуара.

Рассмотрим еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Его можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на “три кита” – песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. Развитию восприятия музыки способствует не только слушание песен, но и их исполнение. В пении ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. “Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, - отмечала Н.А. Ветлугина, - обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений”. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, развиваются умственные способности. Пение как один из важных видов детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение для этой цели репертуара. Песни должны удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения ее детьми, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Ранее уже отмечались высокие художественные достоинства популярных детских песен, написанных известными композиторами. Органическому сочетанию художественности и доступности песенного репертуара отвечает фольклор – народные песни и попевки, многие из которых отличаются художественной привлекательностью и яркой мелодикой. Использование классической вокальной литературы для занятий с детьми затруднено, поскольку для маленьких исполнителей композиторами-классиками написано не так уж много песен.

Эту нехватку репертуара можно компенсировать использованием двух других жанров, легко доступных дошкольникам – танцевальной и маршевой музыки. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки. Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщения их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности использования не только народных танцев, но и высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта (гавоты, менуэты, бурре, экоссезы, полонезы, и т.д.), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Нужна ли студенту ППФП
На необходимость прикладной физической подготовки при обучении промышленных рабочих указывалось в статьях советских ученых, написанных в первые годы Советской власти. Уже тогда специалисты предпринимали первые попытки разработать организационно-методичес­кие аспекты этой проблемы. Трудовая гимнасти ...

Место проведения досуга детей
Начать подготовку к организации детского досуга рекомендуется с поиска места проведения. Важен индивидуальный подход к пожеланиям ребенка. Как бы хорошо вы не изучили его интересы и предпочтения, все же стоит поинтересоваться, что именно ребенок хотел бы видеть на своем празднике: ростовых кукол, к ...

Анализ ситуации в системе образования
Обратимся к основным свойствам существующей системы образования и тем проблемам и противоречиям с современными условиями, в которых оно функционирует: · Единая программа для всех обучаемых Противоречит уникальности каждого из нас. У каждого свои склонности, желания, а также видение своего будущего. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru