Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ

Страница 5

Доступность музыкального репертуара.

Рассмотрим еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Его можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на “три кита” – песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. Развитию восприятия музыки способствует не только слушание песен, но и их исполнение. В пении ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. “Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, - отмечала Н.А. Ветлугина, - обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений”. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, развиваются умственные способности. Пение как один из важных видов детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение для этой цели репертуара. Песни должны удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения ее детьми, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Ранее уже отмечались высокие художественные достоинства популярных детских песен, написанных известными композиторами. Органическому сочетанию художественности и доступности песенного репертуара отвечает фольклор – народные песни и попевки, многие из которых отличаются художественной привлекательностью и яркой мелодикой. Использование классической вокальной литературы для занятий с детьми затруднено, поскольку для маленьких исполнителей композиторами-классиками написано не так уж много песен.

Эту нехватку репертуара можно компенсировать использованием двух других жанров, легко доступных дошкольникам – танцевальной и маршевой музыки. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки. Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщения их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности использования не только народных танцев, но и высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта (гавоты, менуэты, бурре, экоссезы, полонезы, и т.д.), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Педагогические требования к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...

Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приё ...

Развитие воображения в онтогенезе
Воображение — это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Воображение проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru