Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ

Страница 4

Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка, когда наиболее эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка. Приобщение детей к музыкальному фольклору является одним из важнейших направлений программ “Пралеска”. Белорусский, русский, украинский детский фольклор пронизан любовью к ребенку. Народные мелодии, как правило, простые, светлые, нежные, проникновенные. Дети с удовольствием их слушают и подпевают.

К сожалению, далеко не всегда педагоги дошкольных учреждений уделяют должное внимание народному музыкальному репертуару. Некоторые из них считают народные песни недостаточно интересными для детей и в определенной степени примитивными. Это ошибочное понимание роли народных песен. Нельзя забывать, что через народные мелодии, народные музыкальные традиции мы готовим ребенка к восприятию более сложной по содержанию классической музыки.

Огромное значение музыкальном фольклору придавал основоположник русской классической музыки М.И. Глинка, который подчеркивал, что “Музыку создает народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем”. В основе глинкинского симфонического шедевра “Камаринской” лежат две мелодии русских народных песен. Великий русский композитор П.И. Чайковский в свое м творчестве неоднократно обращался к народным мелодиям. В его “Детском альбоме” использованы мелодии русских народных песен, а в финале “Четвертой симфонии” П.И. Чайковского мы слышим мелодию народной песни “Во поле береза стояла”. Выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков в своих операх тоже неоднократно использовал народный фольклор. В теме “Белочки” из оперы “Сказка о царе Салтане” звучит мелодия русской народной песни “Во саду ли, в огороде”. Близки народному фольклору и многие мелодии из оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”. Примеры использования народного фольклора русскими композиторами-классиками можно было бы продолжить.

Белорусские композиторы в своем творчестве также широко использовали народные мелодии. Они звучат в произведениях П. Подковырова, Д. Каминского, Е. Глебова. Большое значение народной песне в вопросах музыкально-эстетического воспитания детей придавал выдающийся белорусский музыкальный деятель Г.Р. Ширма. Говоря о художественных достоинствах музыкального фольклора, необходимо отметить белорусские народные песни “Ой, рана на Івана”, “Рэчанька”, “Скрыпяць маі лапці”, “Чаму ж мне не пець” и многие другие в исполнении ансамбля “Песняры”. Прекрасные аранжировки этих песен, неповторимое по своей красоте “мулявинское” звучание ансамбля сделало эти песни подлинными музыкальными шедеврами.

Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами для детей. Некоторые из современных композиторов ошибочно считают, что написать песню для детей не представляет особого труда. На самом деле, дети очень взыскательные слушатели и далеко не каждая песня находит свой путь к сердцу ребенка. Немало песен, написанных для детей, не отвечают высоким требованиям художественности. Эти песни написаны упрощенным музыкальным языком, примитивны по своей мелодике и гармонизации. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным и т.д. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А.Рыбниковым, А. Струве, А. Пахмутовой, И. Лученком, Л. Захлевным, и другими композиторами, которые составляют золотой фонд детских песен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Психология и педагогика поздней юности и взрослости
Поздняя юность — период от 18 до 23 (25) лет. Человек в этом возрасте является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей сферой деятельности становится труд с дифференциацией профессиональных интересов. Образование является специальным, профессиональным. Возрастает степень матер ...

Возрастные психологические особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамк ...

Причины неуспеваемости детей
Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое именно - не суть важно. Важно, что оно было ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru