Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ

Страница 6

Необходимо вновь подчеркнуть, что давая детям примеры маршевой музыки, педагоги должны стремиться, чтобы они не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например, предлагая для слушания “Турецкий марш” из увертюры “Афинские развалины” Л. Бетховена, “Военный марш” Ф. Шуберта, “Солдатский марш” Р. Шумана, “Марш” из оперы “Аида” Дж. Верди, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки, “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского, “Марш” из оперы “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева важно, чтобы дети поняли, что все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет и т.д.), но все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага.

Жанровые особенности произведений с легкостью воспринимаются детьми в активной музыкальной деятельности. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия необходимо связать музыку с движением. Дошкольники должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер марша. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками рук или притопами.

Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия детьми, который основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка “рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди “Времена года”, “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, “Подснежник” (апрель), “Белые ночи” (май), “Баркарола” (июнь), “Осенняя песня” (октябрь) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года”, “Океан – море синее” вступление к опере “Садко” Н.А. Римского-Корсакова и т.д.

Прекрасно воспринимаются детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей (“В пещере горного короля” и “Шествие гномов” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и царевны Лебедь из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова, “Гном” и “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”) из цикла “Картинки с выставки” М. Мусоргского, “Кикимора” А. Лядова и т.д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса, “Песня и пляска птиц” из оперы “Снегурочка” и “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, “Песня жаворонка” (март) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года” и т.д.).

Однако надо иметь в виду, что доля изобразительной музыки в музыкальном репертуаре невелика, поэтому детей не следует ориентировать на то, чтобы они при восприятии музыки постоянно искали опору в предметных образах. Нужно чтобы дети слушали непрограммную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт детей – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Уже с раннего возраста детям доступна для восприятия музыка, выражающая настроение, например, веселое (“Веселый крестьянин” Р. Шумана, Полька” М.И. Глинки), грустное (“Первая утрата” Р. Шумана, “Жалоба” А. Гречанинова), торжественное (“Свадебный марш” Ф. Мендельсона, “Патриотическая песня” М.И. Глинки, “Песня о Родине” И. Дунаевского).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Организация и методика проведения экспериментальной работы
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать комплекс дидактических игр, направленн ...

Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...

Особенности психического развития детей 7 - 11 лет
Особенностями психофизического воспитания в этом возрасте являются: процессы возбуждения в центральной нервной системе преобладают, что объясняет непоседливость детей данного возрастного периода; процессы торможения отличаются слабостью - отсюда их излишняя торопливость; возбуждение и торможение ха ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru