Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ

Страница 6

Необходимо вновь подчеркнуть, что давая детям примеры маршевой музыки, педагоги должны стремиться, чтобы они не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например, предлагая для слушания “Турецкий марш” из увертюры “Афинские развалины” Л. Бетховена, “Военный марш” Ф. Шуберта, “Солдатский марш” Р. Шумана, “Марш” из оперы “Аида” Дж. Верди, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки, “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского, “Марш” из оперы “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева важно, чтобы дети поняли, что все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет и т.д.), но все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага.

Жанровые особенности произведений с легкостью воспринимаются детьми в активной музыкальной деятельности. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия необходимо связать музыку с движением. Дошкольники должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер марша. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками рук или притопами.

Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия детьми, который основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка “рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди “Времена года”, “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, “Подснежник” (апрель), “Белые ночи” (май), “Баркарола” (июнь), “Осенняя песня” (октябрь) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года”, “Океан – море синее” вступление к опере “Садко” Н.А. Римского-Корсакова и т.д.

Прекрасно воспринимаются детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей (“В пещере горного короля” и “Шествие гномов” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и царевны Лебедь из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова, “Гном” и “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”) из цикла “Картинки с выставки” М. Мусоргского, “Кикимора” А. Лядова и т.д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса, “Песня и пляска птиц” из оперы “Снегурочка” и “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, “Песня жаворонка” (март) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года” и т.д.).

Однако надо иметь в виду, что доля изобразительной музыки в музыкальном репертуаре невелика, поэтому детей не следует ориентировать на то, чтобы они при восприятии музыки постоянно искали опору в предметных образах. Нужно чтобы дети слушали непрограммную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт детей – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Уже с раннего возраста детям доступна для восприятия музыка, выражающая настроение, например, веселое (“Веселый крестьянин” Р. Шумана, Полька” М.И. Глинки), грустное (“Первая утрата” Р. Шумана, “Жалоба” А. Гречанинова), торжественное (“Свадебный марш” Ф. Мендельсона, “Патриотическая песня” М.И. Глинки, “Песня о Родине” И. Дунаевского).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Методические основы преподавания
Изучение моделирования и формализации позволяет решить одну из задач курса информатики - формирование у учащихся системно-информационной картины мира, а основные понятия этой содержательной линии, такие как объект, система, системный эффект, системный анализ, модель, моделирование, формализация явл ...

Понятие онр в научной литературе
Не во всех случаях формирование речи у детей протекает благополучно: у некоторых детей резко задерживается формирование всех компонентов языка впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано р.е. левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина ...

Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания – специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, име ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru