Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет, группа “Почемучки”) объем слухового внимания невелик и дети еще не готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений, поэтому для этого возраста следует выбирать музыкальный репертуар с продолжительностью звучания до 2-х минут. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, экоссез, полька, мазурка, вальс и т.д.)), постоянно связывая музыку с движением.
По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет, группа “Фантазеры”) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения. При должной подготовке детей для слушания могут быть рекомендованы и фрагменты из произведений классической музыки крупных форм: популярные симфонические сюиты, отдельные части из концертов для фортепиано с оркестром, части фортепианных сонат и симфоний.
Время звучания музыки – от 1 до 3-х минут. При повторном слушании можно увеличить продолжительность звучания музыкальных произведений. При этом надо ориентироваться на желание детей, их заинтересованность, соблюдая чувство меры. Детей этой возрастной категории надо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов – представителями разных видов оркестров (симфонического, духового, оркестра народных инструментов). При этом важно обращать внимание детей на выразительные возможности каждого музыкального инструмента.
При проведении занятий по слушанию музыки для улучшения степени восприятия ее детьми необходимо синтезировать разные виды искусства (музыка и поэзия, музыка и живопись, музыка и танец). С этой целью рекомендуется проводить комплексные занятия по слушанию музыки, в которых одновременно могут участвовать два педагога: воспитатель - музыкальный руководитель, музыкальный руководитель - руководитель кружка изобразительной деятельности, музыкальный руководитель - инструктор по физкультуре.
Статьи по педагогике:
Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии
Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека. Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам: 0 ...
Возможность и целесообразность ознакомления
детей с культурой народов дальнего зарубежья
Культура (от лат. Cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыко ...
Шестилетний ребенок
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в т ...