Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности

Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком, человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из природных материалов: гирлянды из листьев, венки из одуванчиков и колосков. Детская фантазия не знает границ. Чем только не рисуют дети - цветными мелками на асфальте, угольком на стене, палочкой по сырому песку, карандашами, фломастерами, красками. Через игру дети приходят к пониманию того, что в каждом виде деятельности первоосновой является природа - щедрый и мудрый учитель, наставник для любого художника. Творения художницы природы прекрасны в любое время года. Вот почему художник в своем творчестве старается проникнуть в тайны её совершенства, сделать её своей союзницей, но без фантазии ему никогда не приблизится к совершенству и красоте. Реальный мир во всём его многообразии проявлений - это бесценная кладовая, из которой художник черпает жизненно важные темы. Человек, природа, предметный мир… да разве перечислишь все, что может увидеть художник в реальном мире, неисчерпаемом и бесконечном, как океан, чтобы затем переосмыслить его в своем творчестве. Ребенок должен иметь представление об истоках творчества художников. Именно природа, реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Для творчества необходима фантазия. Это прекрасная способность любого человека. Умение фантазировать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой можно уверенно и свободно отправляться на поиск новых открытий в области фантазий. Ребенок осмысливает механизм конструирования художественных образов и от этого испытывает истинную радость. Творчество - это сокровенный процесс, в ходе, которого, человек обнажает свою душу. Как важно, чтобы маленький художник поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свой рисунок от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел его к завершению. В начале творческой деятельности дети выражают чувства и отношения в своих рисунках чисто интуитивно, не зная о средствах художественной выразительности. Через содержание образа, эмоциональный настрой выходят дети на средства изображения подсознательно. Дети знакомятся с выразительными средствами, чтобы в дальнейшем осмыслить и начать создавать художественные образы. Элементы художественного языка разнообразны: цвет, пятно, объем, линия, ритм. В каждой возрастной группе дети постепенно ознакамливаются со средствами художественной выразительности, чтобы передавать настроения, чувства, свои наблюдения.

Искусство - не догма: оно находится в постоянном движении, развитии, изменении. На основе вышесказанного мною реализуются поставленные задачи для ознакомления и обучения детей художественному творчеству. На своих занятиях я продолжаю знакомить детей с разными видами искусства: живописью, графикой, народными и декоративно-прикладными видами искусства, чтобы обогатить зрительные впечатления и сформировать эстетические чувства ребенка. Показывая детям произведения искусства различных художников, акцентирую их внимание на различиях, как по тематике, так и по средствам выразительности. Обсуждаю с детьми содержание того или иного произведения - всё это развивает творческое воображение, формирует эстетическое отношение к миру. В детях дошкольного возраста стараюсь поддерживать стремление видеть в окружающем их мире красивые предметы и явления, стараюсь знакомить с новыми произведениями искусства. В доступной для их возраста форме рассказываю о творческом замысле художника, и какими средствами передается состояние природы, настроения людей. Обращаю внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении, например: произведения русских народных промыслов, архитектурные сооружения (смоленская крепостная стена) природные явления, мебель, посуда, игрушки, книги. Учу замечать общие черты и отдельные мелкие детали. Знакомлю с понятиями колорита, контура, линии, мазка, узора. Стараюсь учить детей правильно отбирать содержание рисунка, скульптуры, аппликации. Поощряю и поддерживаю личностное творческое начало, активизирую выбор сюжета о семье, о доме, детском саде, городе, деревне, о космических путешествиях, о дальних странах; поощряю интерес к изображению человека (портрет, семейный портрет, бытовые сюжеты). При создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживаю желание детей изображать животных в движении, при создании сказочных образов преобразовании реальных образов в фантазии. Учу детей различать реальный и выдуманный мир в произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства и переносу этого понимания в свою художественную деятельность. Учу ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления, об окружающем мире, отражая свои эстетические чувства, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа. Стараюсь объяснять и развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности, создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размера, выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию. Для дошкольников изодеятельность подразделяется на три вида: рисование скульптура и аппликация. На занятиях по рисованию учу пользоваться акварельными и гуашевыми красками, даю задания на экспериментирование с красками, смешивание различных красок для получения задуманных цветов и оттенков, пользоваться цветными карандашами и мелками. На занятиях по скульптуре учу детей создавать динамичные выразительные образы и сюжетные коллективные композиции на различные темы и различными материалами, а также различными способами. На занятиях по аппликации учу детей различным способам создания художественного образа, знакомлю с ленточным способом вырезания для получения многофигурных изображений, показываю способы вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали, знакомлю детей с новыми видами аппликации из природного материала. Использую дидактические игры с художественным содержанием, учу составлять разные варианты композиции. Лучшие детские работы оформляются на выставку в детском саду. Дети принимали участие в городских выставках на темы: "Мой любимый город Смоленск", "Загорелся Кошкин дом". Мною было проведено открытое занятие по рисованию на тему: "Космические путешествия на Марс"

Статьи по педагогике:

Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в физиологии
Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и ...

Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...

История развития педагогической антропологии
Педагогическая антропология как определенная научная область стала формироваться в XIX в., что оказалось возможным благодаря обширному наследию философии, которая практически с Античности разрабатывала вопросы сущности человека и его воспитания. Мыслители древности и Средневековья (Конфуций, Сократ ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru