Психологические особенности обучения изучающему чтению на основе текстов современной художественной литературы

Страница 1

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое осмысление – это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, но не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения – повторным перечитыванием частей текста, установлением смысла текста.

Г.В. Рогова указывает, что изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Изучающее чтение, прежде всего, является самостоятельной целью обучения, так как в жизни читатель может попасть в положение, когда ему нужна точная информация; обычно оно практикуется на небольших по объёму текстах определенной степени трудности, так как главная задача – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания.

Итак, при чтении художественного текста с полным извлечением информации одной из самых важных задач является его осознанное восприятие и осмысленное понимание.

В настоящее время проблемы понимания смысла иноязычного текста рассматриваются многими исследователями. При этом анализируются психологические, методические и лингвистические особенности этого процесса.

В.А. Артемов отмечает, что общепсихологическое рассмотрение процесса понимания не может быть механически перенесено на понимание текста. Он отмечает, что понимание напечатанного или написанного текста есть раскрытие связей и отношений, передаваемых посредством языковой формы.

З.И. Клычникова расширяет определение понимания, считая, что понимание текста есть уяснение:

а) связей и отношений объектов и явлений, о которых говориться в сообщении, к объектам и явлениям реальной;

б) связей и отношений, которые существуют между и явлениями, о которых говориться в сообщении;

в) тех отношений, которые испытывает к ним говорящее или пишущее лицо;

г) отношение сообщаемого и его автора к реципиенту.

Традиционно основными характеристиками понимания являются: полнота, точность и глубина. Степень полноты понимания отражает – количественную меру информации, извлеченной читающим из текста.

Точность (наряду с глубиной) понимания характеризует качественную сторону восприятия информации текста читающим. О ней судят по степени адекватности этого восприятия. При этом оценивается обычно точность (правильность) понимания языковой формы текста.

Глубина понимания проявляется в интерпретации извлеченной информации, она целиком зависит от фоновых знаний читающего и его интеллектуальных способностей. Поэтому о ней судят глобально или довольствуется проверкой понимания подтекста, замысла автора, если они выражены или менее явно. По мнению С.К. Фоломкиной и Е.В. Барышникова, именно эта характеристика придает пониманию субъективно-личностный характер.

Ступенчатый характер понимания применительно к иностранному языку был описан З.И. Клычниковой семь уровней понимания.

Два первых уровня (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствуют о приблизительном понимании. Узнавая значение слов и словосочетаний в контексте, читающий получает представление о теме, которой посвящен текст. Операции, которые совершает начинающий читатель, отличаются определенной сложностью. Она возникает не только вследствие количественного расхождения словаря читающего с лексикой, наличествующей в тексте, но и по той причине, что многие слова употребляются в переносном значении и не обладают мотивированностью. Большую сложность представляют также многозначные слова, омографы, антонимы и синонимы.

Третий уровень (понимание предложений) более совершенный, хотя он также отличается фрагментарностью. Воспринимая предложение, учащийся должен расчленить его на отдельные элементы, установить связь между ними и их роль в высказывании, опознать грамматические омонимы, особенно в служебных словах, и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на занятиях изобразительной деятельностью
Именно с феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, ...

Профессиональное самоопределение
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования опре ...

Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм (от латинского слова authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru