Психологические особенности обучения изучающему чтению на основе текстов современной художественной литературы

Страница 4

Следующий компонент, обуславливающий понимание текста является его коммуникативные умения:

– умение предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации;

– умение, просмотрев текст, сказать, какова его тема и основная мысль;

– умение выделить самые общие сведения, которые соотносят текст с определенной областью знаний;

– умение, обнаруживая ключевые слова и ориентируясь в композиционно-смысловой структуре текста, выделить важную информацию;

– умение установить, соответствует ли содержание текста интересам читающего;

– умение оценить полученную информацию с точки зрения новизны, актуальности и перспективности ее использования.

Итак, опираясь на психологические исследования процесса чтения аутентичных текстов современной художественной литературы можно выделить следующие умения и навыки, которые необходимо развивать в процессе обучения изучающему чтению при несовершенном владении иностранным языком. Итак, необходимо:

совершенствовать технические навыки чтения.

Учить учащихся искать соответствующие опоры (лексические, лингвистические, логико-смысловые, грамматические);

Обучать пониманию слов, лексико-грамматических структур;

Развивать языковую догадку, смысловое вероятностное прогнозирование;

Развивать информационно поисковые умения;

Формировать и развивать умения функционально-смысловой обработки текста;

Формировать и развивать умения интерпретации информации текста на основе анализа, синтеза и оценки.

Признанной одним из самых главных видов речевой деятельности по важности и доступности, чтение всегда направлено на извлечение информации, содержащейся в тексте. Изучающее чтение имеет целью полное, детальное понимание содержания написанного. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка.

Обучение изучающему чтению должно строиться как познавательный процесс, а спецификой чтения как речевой деятельности является то, что оно используется при решении задач познавательного плана. Будучи всегда направленным на получение информации, оно само может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим, важным является интересное, значимое для учащихся содержание текста. Так, при отборе материала представляется необходимым, прежде всего, учитывать возрастные особенности, интересы и потребности учащихся, не менее важным при этом является новизна и практическая значимость имеющейся в нём информации.

В настоящее время эта задача может быть успешно решена на основе аутентичных текстов современной художественной литературы.

Использование аутентичных текстов современной художественной литературы в процессе обучения иностранным языком повышает мотивацию учащихся, способствует организации подлинного общения и как результат, приводит к достижению необходимых программных целей в обучении иностранного языка.

В процессе обучения изучающему чтению художественных текстов при несовершенном владении иностранным языком вспомогательную роль играют компенсаторные умения: целостное восприятие слов, языковая догадка, вероятностное прогнозирование, информативно-поисковые умения.

Соответственно, при обучении изучающему чтению следует обучать следующим умениям:

Пониманию типа, специфики и целостного назначения текста;

Ориентировке в тексте с учётом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей;

Использованию компенсаторных умений для самостоятельного преодоления трудностей: догадываться о значении незнакомых слов по контексту, созвучию с родным языком, словообразовательным элементам (контекстуальная и языковая догадка); игнорировать незнакомые слова, не занимающие в тексте ключевых позиций; пользоваться имеющимися в тексте опорами (ключевые слова, рисунки, пояснения, иллюстрации, сноски); пользоваться справочной литературой и словарём.

Исчерпывающему пониманию содержания текста за определённый промежуток времени.

Подводя итог, следует заметить, что обучение всем основным вышеперечисленным компонентам умения читать аутентичные тексты художественной литературы обеспечивает учащимся среднего этапа точное и полное понимание содержания такого рода текста.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Теория развития личности Э. Эриксона
Согласно теории развития личности Э. Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому. Детство 1. Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического псих ...

Методы воспитания детей с недостатками слуха
Методы воспитания – это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с целью формирования у них положительных черт личности. В общей педагогике проблема методов воспитания, их совершенствования разрабатывалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Т.А. Ильиной, В.М. Коротова, И.С. Марьенко ...

Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе
Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий - "информация" и "автоматика". Поэтому в начале информатику связывали, в основном, ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru