Оптимизация процесса обучения изучающему чтению на основе текстов современной французской художественной литературы на среднем этапе общеобразовательной школы

Образование и воспитание » Оптимизация процесса обучения изучающему чтению на основе текстов современной французской художественной литературы на среднем этапе общеобразовательной школы

«Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности».

«Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности человека и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения.

Как всякая деятельность, чтение всегда целенаправленно: оно направлено на извлечение информации, содержащейся в записанном речевом произведении – тексте. Под информацией в данном случае понимается содержание текста.

«Чтение всегда направлено на получение информации, связано с восприятием уже готового текста, поэтому его относят к рецептивным видам речевой деятельности».

Чтение на иностранном языке рассматривается многими авторами как один из важнейших видов познавательной деятельности учащихся, которая направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста.

Многие ученые, среди которых Гез, Ляховицкий, Барышников, выделяют в чтении содержательный план (компоненты предметного содержания деятельности, то есть о чем текст) и процессуальный план (элементы процесса деятельности, т.е. как прочитать и озвучить текст) причем ведущая роль всегда принадлежит первому. В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного. Результатом процессуального плана является сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

Содержательную сторону чтения как речевой деятельности составляют: ее цель – результат, на достижение которого она направлена, условия ее протекания, в первую очередь – средства достижения результата, и задача – цель, соотнесенная с условиями. Целью чтения, его результатом (продуктом), является понимание, и ожидаемый результат определяет количество извлекаемой из текста информации и характер ее переработки.

Понимание, степень его полноты, точности, глубины зависит от цели чтения, которую ставит перед собой читающий. А именно: посмотреть, о чем текст, определить главное в нем или точно понять текст во всех деталях. В процессе обучения иностранному языку в школе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.

Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета (Рогова Г.В., Верещагина И.Н.).

Существует большое количество определений чтения как в педагогической, так в психологической и лингвистической литературе.

В терминах теории речевой деятельности, как пишет Зимняя И.А., чтение – это процесс формирования и формулирования чужих мыслей посредством графической системы языка .

Чтение с психологической точки зрения, – это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка.

Чтение – это процесс восприятия и переработки текста, результатом которого является понимание, считает Берман И.М.

Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, оно связано самым тесным образом с письмом, поскольку и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи. И это особенно относится к начальному этапу.

Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, как и при аудировании, имеет значение вероятное прогнозирование, которое бывает как на вербальном, так и на смысловом уровне.

Чтение так же связано с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и внутреннее проговаривание одновременно.

Таким образом, чтение связано со всеми другими видами речевой деятельности, формируемыми при обучении иностранному языку в школьном курсе.

В программе по иностранным языкам для средней школы имеются как общие требования к чтению, так и требования по классам. Обращаясь к каким-либо видам текстов, человек ставит перед собой разные цели и использует для их достижения различные стратегические и тактические действия. Чтение выступает одновременно как средство и как цель обучения языку:

– чтение выступает средством произносительных навыков и обучения интонации;

– для лучшего овладения лексикой (учащийся многократно встречает слово в разных формах в текстах);

– для владения грамматическим аспектом языка;

– средством, способствующим формированию умений говорения в его монологической и диалогической формах (чтение диалогов и монологов, запоминание последовательности произнесения реплик и пр.);

как средство обучения аудированию, письму.

По Корндорфу, в методике обучения иностранным языкам практикуется обучение трем стратегиям чтения, имеющим в виду три цели:

1) понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь (логическую, хронологическую) событий, фактов; предвосхищать возможное развитие (завершение) действия, событий; обобщать изложенные в тексте факты; делать выводы по прочитанному и др.;

2) извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты / детали, выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно-следственные отношения между ними, определять главную идею, сравнивать (сопоставлять) информацию и др.;

3) понимание необходимой (интересующей) значимой информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выявлять информацию, относящуюся к какому-либо вопросу, определять важность (ценность) информации и др.

В связи с тем, что сегодня ставится задача – научить учащихся читать аутентичный текст, важным является обучение стратегиям чтения текстов разного типа. Под стратегиями чтения понимается комплекс знаний, умений, владение которыми позволяет школьникам:

– понимать тип, специфику и целевое назначение текстов;

– ориентироваться в этом тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей (понять текст полностью или избирательно);

– извлекать информацию на разном уровне;

– пользоваться компенсационными умениями.

К ним относятся следующие:

– догадываться о значении незнакомых слов по контексту, созвучию с родным языком, словообразовательным элементам (контекстуальная и языковая догадка);

– игнорировать незнакомые слова, не занимающие в тексте ключевых позиций;

– пользоваться имеющимися в тексте опорами (ключевые слова, рисунки, пояснения, иллюстрации, сноски и т.д.);

– пользоваться справочной литературой и словарями разного рода. В результате учащиеся должны научиться понимать аутентичный текст, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к переводу (словарю).

Традиционно, в зависимости от цели деятельности, ученые С.К. Фоломкина, З.И. Клычникова, Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская выделяют следующие виды чтения:

по целевой направленности деятельности: ознакомительное (просмотровое) изучающее, просмотровое;

по форме: про себя, индивидуальное, хоровое, громкое;

по способу раскрытия содержания: аналитическое, синтетическое, переводное, беспереводное;

по месту чтения: домашнее, классное;

– по характеру организации деятельности: подготовленное, неподготовленное, тренировочное, контрольное. Остановимся подробнее на трех основных видах чтения:

ознакомительное чтение, имеющее целью понимание основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно познавательного характера;

изучающее чтение, имеющее целью полное и точное понимание информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);

просмотровое чтение – с целью извлечения необходимой значимой информации, выборочного понимания необходимой / интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Эти три вида чтения, как показывают многие исследования, позволяют обеспечить решение практически всех наиболее частых задач обращения человека к печатным источникам, возникающих в связи с его коммуникативными, познавательными и эстетическими потребностями.

Специфика изучающего чтения

Степень полноты понимания при изучающим чтении – 100% причем ожидается точное (адекватное) понимание всей информации. Скорость рассматривается как факультативный показатель, однако, она не должна быть ниже 50 – 60 сл./мин.

Изучающее чтение протекает в условиях концентрации внимания на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается его анализом, критической оценкой, обобщением, то есть извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения, рекомендации. Решение этих задач требует повышения роли логико-дискурсивного мышления, связанного с активизацией внутренней речи, внутреннего перевода как средств преодоления языковых и смысловых трудностей на пути к достижению понимания. Ещё одной задачей является также формирования у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, – повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. С точки зрения коммуникативно-познавательной ценности изучающее чтение, то есть вдумчивое и является наиболее важным видом. Оно же и наиболее трудное, требующее обилия упражнений. Изучающее чтение необходимо и для того, чтобы определить слова или словосочетания, стиль автора, лексику, которой он пользовался, те или иные грамматические средства, значение отдельных явлений.

Выделяются следующие задачи обучения изучающему чтению:

1) обучение таким мыслительным операциям, как наблюдение, сравнение, анализ, синтез, умозаключение (как в отношении языкового материала текста, так и его содержательной стороны);

2) обучение логическим операциям (превращение грамматических предложений в логические суждения, установление связи между отдельными мыслями, выделение главных из них), которые способствуют пониманию текста в целом;

развитие воображения и внимания; так как понимание текста часто связано с догадкой, то требуется концентрация произвольного внимания, особенно для извлечения всех деталей;

развитие навыков самостоятельной работы с текстом; необходимо правильно организовать работу, что будет способствовать языковому и речевому развитию школьника, повысит его общую культуру чтения;

5) обучение структуре языка; владение структурой языка делает процесс чтения более легким и ускоряет его: знание смысловых отношений между словами помогает читающему быстро и правильно членить предложения текста на синтагмы, что обеспечивает возможность более точного и полного понимания текста.

Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения, условно можно разделить на три основные группы, соответствующие характеру переработки информации (степени полноты, точности и глубины:

восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

осмысление извлеченной информации.

Решение данных задач осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с учебным текстом.

При чтении с полным пониманием содержания необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений (анализ, выборочный перевод, обращение к словарю).

Так, в соответствии с положениями, рекомендуемыми государственными стандартами школьного образования по иностранному языку, работа над изучающим чтением в 6–7 классах направлена на достижение следующих целей и задач:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.

2. Обучение чтению на данном этапе также направлено на «развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации». Оно способствует «воспитанию качеств гражданина, патриота, развитию национального самосознания, стремлению к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры».

Статьи по педагогике:

Пути интеграции медико-биологического образования
В настоящее время состояние здоровья нации, а тем более подрастающего поколения катастрофическое. Приведем здесь лишь некоторые данные заболеваемости детей в начале обучения в первом классе: до 30 % первоклассников имеют речевые нарушения; у 15-20 % - нарушения нервно-психической сферы; у 30 % имею ...

Понятие и сущность метода
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что с ...

Методы воспитания детей с недостатками слуха
Методы воспитания – это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с целью формирования у них положительных черт личности. В общей педагогике проблема методов воспитания, их совершенствования разрабатывалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Т.А. Ильиной, В.М. Коротова, И.С. Марьенко ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru