Народное образование Туркестана и их представители

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Народное образование Туркестана и их представители

Страница 3

Абдулла Авлони считал, что человек существует для созидания, поэтому должен обладать знаниями. В своём труде «Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль») придаёт огромное значение вопросам просвещения и образования.

Много сил и энергии он отдаёт педагогической деятельности. Работает в педучилище, краевом Узбекском институте просвещения, в Ташкентском военном училище, в Средниазиатском государственном университете. Всю свою сознательную жизнь Абдулла Авлони посвятил служению народа.

Известный педагог, основатель первой новометодной школы в Самарканде Абдукодир Шакури (Абдушукуров) (1875–1938) внес большой вклад в развитие образования в Узбекистане. Для новой школы Шакури написал учебники, собрав в них лучшие образцы классической литературы: «Сборник рассказов», «Сборник стихов», «Путеводитель грамоты». В 1923 г. в результате конкурса на лучшего учителя в стране, объявленного газетой «Правда», Шакури был признан победителем среди учителей национальных школ. Он воспитал целую плеяду видных деятелей узбекской культуры и народного образования.

«Устоди аввал» Саидрасила Азизи (1902), «Муаллими соний» Алиаскара ибн Байрамали (1903) и другие книги также стали повседневными учебниками в новометодных школах.

Мунаввар Кори Абдурашидхонов (1878–1937) – педагог, просветитель, географ, поэт и политик. Он родился в 1878 г.в городе Ташкенте (Шайхонтохур). Отец его был мударрисом в медресе. Образование он получил в Ташкентском медресе, а затем обучался в Турции.

Как отмечает исследователь С. Ахмедов, в 1901–1904 годы он с помощью своего крымского друга Расима Кишода открывает в Ташкенте школу нового метода, вначале в своем дворе, а затем при помощи своих родственников и в других местах города. Вышеупомянутым исследователем подчеркивается, что местные жители с благодарностью отзывались о школах, открытых Муннаваром Кори.

Помимо педагогической деятельности, Мунаввар Кори активно занимался агитацией и пропагандой взглядов джадидов. Плодами его агитационно-пропагандистской деятельности являются статьи в различных газетах и журналах. Он сам был активным организатором газеты «Тараккий», выпускавшейся с 1906 года. В первом номере данной газеты была опубликована статья Мунаввара Кори «Наше невежество». Эта статья явилась программой для будущей деятельности джадидов.

Педагогическая деятельность Мунаввара Кори может быть темой не одного исследования.

Обучение в новой школе в корне отличалось от обучения в старых школах. В джадидских школах вместе с естественными предметами глубоко изучалась религия. Книга Мунаввара Кори «Хавойижи диния» использовалась как учебник.

В 1911 году Мунаввар Кори наметил шестилетнюю программу обучения детей и начал сам осуществлять ее. Школа для него была методом пропаганды идей национального освобождения. Мунаввар Кори утверждал, что без коренного преобразования старых школ нельзя изменить мировоззрение людей. В своих статьях и учебниках он подчеркивал значение образования и воспитания в формировании всесторонне развитой личности.

Мунаввар Кори начавший свою деятельность открытием школы «усули джадид» в Ташкенте (1901), сам преподавал уроки в 1 классе. На основе своих опытов он написал азбуку «Алиби аввал», книгу для чтения «Алиби соний» для 2 класса, учебник «Ер юзи» («География»), составил хрестоматию «Сабзазор» для 3–4 классов из произведений Ками, Хислате, Суфизаде, Хамзы и других поэтов, перевел с татарского языка «Тажвил», где указано правильное чтение священного Корана, написал на узбекском языке и опубликовал «Хавойижи диния», в котором объясняются религиозные правила. Мунаввар Кори также является одним из авторов «Узбек тили сабоклиги» – учебника узбекского языка для 2- 5 классов.

Среди вышеназванных учебников особое значение имеет книга Мунаввара Кори «Адиби Аввал» («Первый учитель»), которая до сих пор не была предметом детального изучения исследователей. Напечатана она была в типографии Орифжанова в Старом городе Ташкента и была переиздана несколько раз. Учебник рассчитан на первый класс школы «усули джадид». Мунаввар Кори создал его, опираясь на книгу Саидрасула Азизи «Устоди Аввал».

«Адиби аввал» Мунаввара Кори состоит из 4 частей. В 1-ой части представлена азбука. Автор располагает арабские буквы не в алфавитном порядке, а по легкости произношения и написания.

Каждая буква и текст в учебнике пронумерованы. Всего – 105 нумеров. Под нумерами с 75 по 88 перечисляются названия вещей, необходимых в повседневной жизни, с 88 по 97 приводятся тексты морального и этического направления. Если часть учебника до нумера 88 служила развитию речи, то последующая вбирает в себя тексты, которые расширяют для учащихся различные понятия. Книга примечательна еще тем, что в ней автор объясняет содержание воспитания, образования и направление созданной им школы, называет срок учебы и преподаваемые предметы.

«Адиби соний» («Второй учитель») отличается от «Устоди аввал» Азизи, где все рассказы написаны одним автором. В этом учебнике работа, школа, воспитание, мораль и другие понятия объясняются в тесной связи с шариатом. Книга Мунаввара Кори «Адиби соний» является логическим продолжением его первой книги. Она напечатана в издательском концерне «Гуломия» в 1911 году. В ней расположены 33 текста различной тематики. В книге использованы материалы из фольклора.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Культура и образование
В рассмотрении данной проблемы возникают вопросы: какое место образование занимает в культуре, что такое культурология образования, что такое культура образования? Образование в пространстве культуры. Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует об ...

Воспитание и образование при Петре I
К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленно ...

Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru