Абдулла Авлони считал, что человек существует для созидания, поэтому должен обладать знаниями. В своём труде «Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль») придаёт огромное значение вопросам просвещения и образования.
Много сил и энергии он отдаёт педагогической деятельности. Работает в педучилище, краевом Узбекском институте просвещения, в Ташкентском военном училище, в Средниазиатском государственном университете. Всю свою сознательную жизнь Абдулла Авлони посвятил служению народа.
Известный педагог, основатель первой новометодной школы в Самарканде Абдукодир Шакури (Абдушукуров) (1875–1938) внес большой вклад в развитие образования в Узбекистане. Для новой школы Шакури написал учебники, собрав в них лучшие образцы классической литературы: «Сборник рассказов», «Сборник стихов», «Путеводитель грамоты». В 1923 г. в результате конкурса на лучшего учителя в стране, объявленного газетой «Правда», Шакури был признан победителем среди учителей национальных школ. Он воспитал целую плеяду видных деятелей узбекской культуры и народного образования.
«Устоди аввал» Саидрасила Азизи (1902), «Муаллими соний» Алиаскара ибн Байрамали (1903) и другие книги также стали повседневными учебниками в новометодных школах.
Мунаввар Кори Абдурашидхонов (1878–1937) – педагог, просветитель, географ, поэт и политик. Он родился в 1878 г.в городе Ташкенте (Шайхонтохур). Отец его был мударрисом в медресе. Образование он получил в Ташкентском медресе, а затем обучался в Турции.
Как отмечает исследователь С. Ахмедов, в 1901–1904 годы он с помощью своего крымского друга Расима Кишода открывает в Ташкенте школу нового метода, вначале в своем дворе, а затем при помощи своих родственников и в других местах города. Вышеупомянутым исследователем подчеркивается, что местные жители с благодарностью отзывались о школах, открытых Муннаваром Кори.
Помимо педагогической деятельности, Мунаввар Кори активно занимался агитацией и пропагандой взглядов джадидов. Плодами его агитационно-пропагандистской деятельности являются статьи в различных газетах и журналах. Он сам был активным организатором газеты «Тараккий», выпускавшейся с 1906 года. В первом номере данной газеты была опубликована статья Мунаввара Кори «Наше невежество». Эта статья явилась программой для будущей деятельности джадидов.
Педагогическая деятельность Мунаввара Кори может быть темой не одного исследования.
Обучение в новой школе в корне отличалось от обучения в старых школах. В джадидских школах вместе с естественными предметами глубоко изучалась религия. Книга Мунаввара Кори «Хавойижи диния» использовалась как учебник.
В 1911 году Мунаввар Кори наметил шестилетнюю программу обучения детей и начал сам осуществлять ее. Школа для него была методом пропаганды идей национального освобождения. Мунаввар Кори утверждал, что без коренного преобразования старых школ нельзя изменить мировоззрение людей. В своих статьях и учебниках он подчеркивал значение образования и воспитания в формировании всесторонне развитой личности.
Мунаввар Кори начавший свою деятельность открытием школы «усули джадид» в Ташкенте (1901), сам преподавал уроки в 1 классе. На основе своих опытов он написал азбуку «Алиби аввал», книгу для чтения «Алиби соний» для 2 класса, учебник «Ер юзи» («География»), составил хрестоматию «Сабзазор» для 3–4 классов из произведений Ками, Хислате, Суфизаде, Хамзы и других поэтов, перевел с татарского языка «Тажвил», где указано правильное чтение священного Корана, написал на узбекском языке и опубликовал «Хавойижи диния», в котором объясняются религиозные правила. Мунаввар Кори также является одним из авторов «Узбек тили сабоклиги» – учебника узбекского языка для 2- 5 классов.
Среди вышеназванных учебников особое значение имеет книга Мунаввара Кори «Адиби Аввал» («Первый учитель»), которая до сих пор не была предметом детального изучения исследователей. Напечатана она была в типографии Орифжанова в Старом городе Ташкента и была переиздана несколько раз. Учебник рассчитан на первый класс школы «усули джадид». Мунаввар Кори создал его, опираясь на книгу Саидрасула Азизи «Устоди Аввал».
«Адиби аввал» Мунаввара Кори состоит из 4 частей. В 1-ой части представлена азбука. Автор располагает арабские буквы не в алфавитном порядке, а по легкости произношения и написания.
Каждая буква и текст в учебнике пронумерованы. Всего – 105 нумеров. Под нумерами с 75 по 88 перечисляются названия вещей, необходимых в повседневной жизни, с 88 по 97 приводятся тексты морального и этического направления. Если часть учебника до нумера 88 служила развитию речи, то последующая вбирает в себя тексты, которые расширяют для учащихся различные понятия. Книга примечательна еще тем, что в ней автор объясняет содержание воспитания, образования и направление созданной им школы, называет срок учебы и преподаваемые предметы.
«Адиби соний» («Второй учитель») отличается от «Устоди аввал» Азизи, где все рассказы написаны одним автором. В этом учебнике работа, школа, воспитание, мораль и другие понятия объясняются в тесной связи с шариатом. Книга Мунаввара Кори «Адиби соний» является логическим продолжением его первой книги. Она напечатана в издательском концерне «Гуломия» в 1911 году. В ней расположены 33 текста различной тематики. В книге использованы материалы из фольклора.
Статьи по педагогике:
Понятие, структура, география Северного морского
пути
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике . ...
Общие вопросы методики обучения решению простых
задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. О ...
Состояние педагогического обеспечения
развития творчества студентов в современной системе педагогического вуза
Выявленные методологические позиции и выработка представлений о значении развития творчества для подготовки специалистов в высшей педагогической школе, а также обоснование теоретических положений о необходимых и достаточных условиях, обеспечивающих наибольшую эффективность этого развития, в том чис ...