Народное образование Туркестана и их представители

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Народное образование Туркестана и их представители

Страница 3

Абдулла Авлони считал, что человек существует для созидания, поэтому должен обладать знаниями. В своём труде «Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль») придаёт огромное значение вопросам просвещения и образования.

Много сил и энергии он отдаёт педагогической деятельности. Работает в педучилище, краевом Узбекском институте просвещения, в Ташкентском военном училище, в Средниазиатском государственном университете. Всю свою сознательную жизнь Абдулла Авлони посвятил служению народа. Скорая ветеринарная помощь в Москве

Известный педагог, основатель первой новометодной школы в Самарканде Абдукодир Шакури (Абдушукуров) (1875–1938) внес большой вклад в развитие образования в Узбекистане. Для новой школы Шакури написал учебники, собрав в них лучшие образцы классической литературы: «Сборник рассказов», «Сборник стихов», «Путеводитель грамоты». В 1923 г. в результате конкурса на лучшего учителя в стране, объявленного газетой «Правда», Шакури был признан победителем среди учителей национальных школ. Он воспитал целую плеяду видных деятелей узбекской культуры и народного образования.

«Устоди аввал» Саидрасила Азизи (1902), «Муаллими соний» Алиаскара ибн Байрамали (1903) и другие книги также стали повседневными учебниками в новометодных школах.

Мунаввар Кори Абдурашидхонов (1878–1937) – педагог, просветитель, географ, поэт и политик. Он родился в 1878 г.в городе Ташкенте (Шайхонтохур). Отец его был мударрисом в медресе. Образование он получил в Ташкентском медресе, а затем обучался в Турции.

Как отмечает исследователь С. Ахмедов, в 1901–1904 годы он с помощью своего крымского друга Расима Кишода открывает в Ташкенте школу нового метода, вначале в своем дворе, а затем при помощи своих родственников и в других местах города. Вышеупомянутым исследователем подчеркивается, что местные жители с благодарностью отзывались о школах, открытых Муннаваром Кори.

Помимо педагогической деятельности, Мунаввар Кори активно занимался агитацией и пропагандой взглядов джадидов. Плодами его агитационно-пропагандистской деятельности являются статьи в различных газетах и журналах. Он сам был активным организатором газеты «Тараккий», выпускавшейся с 1906 года. В первом номере данной газеты была опубликована статья Мунаввара Кори «Наше невежество». Эта статья явилась программой для будущей деятельности джадидов.

Педагогическая деятельность Мунаввара Кори может быть темой не одного исследования.

Обучение в новой школе в корне отличалось от обучения в старых школах. В джадидских школах вместе с естественными предметами глубоко изучалась религия. Книга Мунаввара Кори «Хавойижи диния» использовалась как учебник.

В 1911 году Мунаввар Кори наметил шестилетнюю программу обучения детей и начал сам осуществлять ее. Школа для него была методом пропаганды идей национального освобождения. Мунаввар Кори утверждал, что без коренного преобразования старых школ нельзя изменить мировоззрение людей. В своих статьях и учебниках он подчеркивал значение образования и воспитания в формировании всесторонне развитой личности.

Мунаввар Кори начавший свою деятельность открытием школы «усули джадид» в Ташкенте (1901), сам преподавал уроки в 1 классе. На основе своих опытов он написал азбуку «Алиби аввал», книгу для чтения «Алиби соний» для 2 класса, учебник «Ер юзи» («География»), составил хрестоматию «Сабзазор» для 3–4 классов из произведений Ками, Хислате, Суфизаде, Хамзы и других поэтов, перевел с татарского языка «Тажвил», где указано правильное чтение священного Корана, написал на узбекском языке и опубликовал «Хавойижи диния», в котором объясняются религиозные правила. Мунаввар Кори также является одним из авторов «Узбек тили сабоклиги» – учебника узбекского языка для 2- 5 классов.

Среди вышеназванных учебников особое значение имеет книга Мунаввара Кори «Адиби Аввал» («Первый учитель»), которая до сих пор не была предметом детального изучения исследователей. Напечатана она была в типографии Орифжанова в Старом городе Ташкента и была переиздана несколько раз. Учебник рассчитан на первый класс школы «усули джадид». Мунаввар Кори создал его, опираясь на книгу Саидрасула Азизи «Устоди Аввал».

«Адиби аввал» Мунаввара Кори состоит из 4 частей. В 1-ой части представлена азбука. Автор располагает арабские буквы не в алфавитном порядке, а по легкости произношения и написания.

Каждая буква и текст в учебнике пронумерованы. Всего – 105 нумеров. Под нумерами с 75 по 88 перечисляются названия вещей, необходимых в повседневной жизни, с 88 по 97 приводятся тексты морального и этического направления. Если часть учебника до нумера 88 служила развитию речи, то последующая вбирает в себя тексты, которые расширяют для учащихся различные понятия. Книга примечательна еще тем, что в ней автор объясняет содержание воспитания, образования и направление созданной им школы, называет срок учебы и преподаваемые предметы.

«Адиби соний» («Второй учитель») отличается от «Устоди аввал» Азизи, где все рассказы написаны одним автором. В этом учебнике работа, школа, воспитание, мораль и другие понятия объясняются в тесной связи с шариатом. Книга Мунаввара Кори «Адиби соний» является логическим продолжением его первой книги. Она напечатана в издательском концерне «Гуломия» в 1911 году. В ней расположены 33 текста различной тематики. В книге использованы материалы из фольклора.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Процесс обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования
Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный пед ...

Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса»
Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все должно быть прекрасно…» - Добрый ден ...

Причины неуспеваемости детей
Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое именно - не суть важно. Важно, что оно было ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru