Народное образование Туркестана и их представители

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Народное образование Туркестана и их представители

Страница 4

Азбука Мунаввара Кори «Адиби соний» отличается своей совершенностью от аналогичных учебников, созданных в то время. Достоинство учебника заключается в том, что, во-первых, азбука «Адиби аввал» оформлена рисунками по тематике. Таким образом, автор впервые применил на практике метод наглядности. Этот учебник основывается на «усули савтия-и тадрижия» (методе звукового этапа). Он составлен в строгом соответствии с основными дидактическими принципами: наглядности, переход от простого к сложному и др.

Учебник «Адиби соний» Мунаввара Кори внес знаменитый вклад в совершенствование новометодной школы.

Мунаввар Кори одним из первых среди джадидов издал учебник «Ер юзи» («География») (1908), предназначенный для учащихся 3 -4 классов. Учебник использовался во всех школах как основной до 1929 года. «Ер юзи» не потерял своего значения и в наши дни, когда действует «Закон о государственном языке», потому что многие используемые ныне европеизированные термины в этой книге представлены в узбекском варианте, сейчас более предпочтительном.

Следующая книга Мунаввара Кори называется «Хавойижи диния». Она написана в 1908 году. Основное назначение учебника – обучение учащихся 3 и 4 классов религиозным правилам. Книга, в которой использован арабский алфавит, написана на понятном и доступном языке. Она состоит из двух частей (89 страниц). Вторая часть книги называется «Шариати исломия», в ней изложены многие правила шариата.

В 1937 году он был репрессирован за свободолюбивые идеи, которые проповедовал среди народа.

Духовное наследие Мунаввара Кори Абдурашидхонова имеют важное значение в деле воспитания подрастающего поколения.

Махмудходжа Бехбуди (1875–1919).Сущность целей и задач джадидского движения наиболее ярко выразил один из крупнейших его лидеров и теоретиков Махмудходжа Бехбуди.

Бехбуди происходил из богатой семьи. Окончив медресе, он занимал должность муфтия (толкователя шариата) приказийских судах Самарканда, а также занимался торговой деятельностью.

Начиная с 1906 года, Бехбуди выступает в джадидской периодической печати с идеей национального освобождения края через реформу образования и ситему управления Туркестаном. Его взгляды характеризуются оппозиционностью колониальной системе управления Туркестаном.

Бехбуди в своей деятельности огромное значение уделял пропаганде светских знаний и культуры. В 1913 году он начал издавать газету «Самарканд», а с августа 1913 года журнал «Ойна», который просуществовал до июня 1915 года. Помимо многочисленных статей, посвященных проблемам пропаганды научных знаний, социально-политической жизни и быта народов Туркестана, Бехбуди написал учуебное пособие по географии, букварь для начальных школ, перевел и отредактировал ряд работ. Им написана пьеса «Падаркуш» («Отцеубийца»), которая ставилась театральными группами во многих городах Узбекистана.

Подготовка светски образованных специалистов – одна из постоянных тем, пропагандируемых Бехбуди. Идеи Бехбуди стали программными для джадидов.

Деятельность просветителей-джадидов представляет собой одну из ярких страниц общественной мысли. Их заслуга состоит в том, что они пропагандировали идеи прогресса и социальной справедливости, формирование сознания национальной независимости.

Хамза Хаким Заде Ниязи (1889–1929). Поэт и писатель, актер и композитор, учитель и драматург, общественный деятель и писатель Хамза в 1911–1915 гг. – открывает школы для детей малоимущих. Им написаны учебники: для 1 класса – «Енгил адабиёт» («Доступная литература»), для 2 класса – «Укиш китоби» («Книга для чтения»), «Кироат китоби» («Книга для выразительного чтения»).

В 1919 г. Хамзу назначают заведующим 1 детского дома г. Ташкента. При нем он организует трехклассную школу. В 1925 г. Хамзу назначают заведующим отделом народного образования в Фергане. Работает учителем и заведующим с 1928 г. в школе Шахимардане, строит новую четырехклассную школу и привлекает для работы в ней учителей с педагогическим образованием. Он выдвигает идею изучения в школе светских наук: родного языка, естествознания, математики, географии, русского языка, музыки. Хамза является одним из первых распространителей звукового метода обучения грамоте. Педагогические взгляды Хамзы пронизаны идеями о важности умственного, нравственного и эстетического воспитания молодежи. Особое значение в деле обучения и воспитания, он придавал статусу и личности учителя, его знаниям, педагогической технике, моральному облику.

Абдулла Кадыри (1894–1940). Один из классиков узбекской литературы Абдулла Кадыри родился в1894 г. в городе Ташкенте. Учился сначала в старой узбекской, затем в русской туземной школе(1910) и в медресе (1915–1917). Литературная деятельность Абдуллы Кадыри началась в 1915 г. Была опубликована его первое произведение – «Нестчастный жених, в 1916 г. – рассказы «Развратники», «Пир чертей» и другие.

В 1918–1919 гг. Абдулла Кадыри работал в учреждениях периодической печати. В 1924 г. он учился в Государственном институте журналистов им. В. Брюсова в Москве. В 1925–1926 гг. Кадыри работал литературным сотрудником редакции журнала «Муштум». Сатирические произведения писателя из цикла «О чем говорит злой Тошпулат», «Из записной книжки Калвака Махсума», созданы на основе традиций национального фольклора и письменной литературы утверждают реальную действительность и веру в светлое будущее. Эти произведения сыграли большую роль в формировании новой сатиры в узбекской литературе. Абдулла Кадыри – искусный мастер слова, романист. В 1919 г. он приступил к сбору материалов для романа «Минувшие дни», который был издан в 1922 г. в альманахе «Инкилоб», а в 1926 г. вышел отдельным изданием. Через три года писатель опубликовал второй исторический роман – «Скорпион из алтаря».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Рациональное природопользование
Рациональное природопользование - это система природопользования, при которой полно используются добываемые природные ресурсы и, соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов, обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов. При рациональном природопользовании происходи ...

Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведе ...

Правила оформления сносок и ссылок
Сноски и ссылки на использованную литературу являются обязательными элементами учебно-научной работы. В этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Сноска - вспомогательный текст пояснительного или справочного характера (перекрестная ссылка, библиографическая ссылка, примечани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru