Народное образование Туркестана и их представители

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Народное образование Туркестана и их представители

Страница 4

Азбука Мунаввара Кори «Адиби соний» отличается своей совершенностью от аналогичных учебников, созданных в то время. Достоинство учебника заключается в том, что, во-первых, азбука «Адиби аввал» оформлена рисунками по тематике. Таким образом, автор впервые применил на практике метод наглядности. Этот учебник основывается на «усули савтия-и тадрижия» (методе звукового этапа). Он составлен в строгом соответствии с основными дидактическими принципами: наглядности, переход от простого к сложному и др.

Учебник «Адиби соний» Мунаввара Кори внес знаменитый вклад в совершенствование новометодной школы.

Мунаввар Кори одним из первых среди джадидов издал учебник «Ер юзи» («География») (1908), предназначенный для учащихся 3 -4 классов. Учебник использовался во всех школах как основной до 1929 года. «Ер юзи» не потерял своего значения и в наши дни, когда действует «Закон о государственном языке», потому что многие используемые ныне европеизированные термины в этой книге представлены в узбекском варианте, сейчас более предпочтительном.

Следующая книга Мунаввара Кори называется «Хавойижи диния». Она написана в 1908 году. Основное назначение учебника – обучение учащихся 3 и 4 классов религиозным правилам. Книга, в которой использован арабский алфавит, написана на понятном и доступном языке. Она состоит из двух частей (89 страниц). Вторая часть книги называется «Шариати исломия», в ней изложены многие правила шариата.

В 1937 году он был репрессирован за свободолюбивые идеи, которые проповедовал среди народа.

Духовное наследие Мунаввара Кори Абдурашидхонова имеют важное значение в деле воспитания подрастающего поколения.

Махмудходжа Бехбуди (1875–1919).Сущность целей и задач джадидского движения наиболее ярко выразил один из крупнейших его лидеров и теоретиков Махмудходжа Бехбуди.

Бехбуди происходил из богатой семьи. Окончив медресе, он занимал должность муфтия (толкователя шариата) приказийских судах Самарканда, а также занимался торговой деятельностью.

Начиная с 1906 года, Бехбуди выступает в джадидской периодической печати с идеей национального освобождения края через реформу образования и ситему управления Туркестаном. Его взгляды характеризуются оппозиционностью колониальной системе управления Туркестаном.

Бехбуди в своей деятельности огромное значение уделял пропаганде светских знаний и культуры. В 1913 году он начал издавать газету «Самарканд», а с августа 1913 года журнал «Ойна», который просуществовал до июня 1915 года. Помимо многочисленных статей, посвященных проблемам пропаганды научных знаний, социально-политической жизни и быта народов Туркестана, Бехбуди написал учуебное пособие по географии, букварь для начальных школ, перевел и отредактировал ряд работ. Им написана пьеса «Падаркуш» («Отцеубийца»), которая ставилась театральными группами во многих городах Узбекистана.

Подготовка светски образованных специалистов – одна из постоянных тем, пропагандируемых Бехбуди. Идеи Бехбуди стали программными для джадидов.

Деятельность просветителей-джадидов представляет собой одну из ярких страниц общественной мысли. Их заслуга состоит в том, что они пропагандировали идеи прогресса и социальной справедливости, формирование сознания национальной независимости.

Хамза Хаким Заде Ниязи (1889–1929). Поэт и писатель, актер и композитор, учитель и драматург, общественный деятель и писатель Хамза в 1911–1915 гг. – открывает школы для детей малоимущих. Им написаны учебники: для 1 класса – «Енгил адабиёт» («Доступная литература»), для 2 класса – «Укиш китоби» («Книга для чтения»), «Кироат китоби» («Книга для выразительного чтения»).

В 1919 г. Хамзу назначают заведующим 1 детского дома г. Ташкента. При нем он организует трехклассную школу. В 1925 г. Хамзу назначают заведующим отделом народного образования в Фергане. Работает учителем и заведующим с 1928 г. в школе Шахимардане, строит новую четырехклассную школу и привлекает для работы в ней учителей с педагогическим образованием. Он выдвигает идею изучения в школе светских наук: родного языка, естествознания, математики, географии, русского языка, музыки. Хамза является одним из первых распространителей звукового метода обучения грамоте. Педагогические взгляды Хамзы пронизаны идеями о важности умственного, нравственного и эстетического воспитания молодежи. Особое значение в деле обучения и воспитания, он придавал статусу и личности учителя, его знаниям, педагогической технике, моральному облику.

Абдулла Кадыри (1894–1940). Один из классиков узбекской литературы Абдулла Кадыри родился в1894 г. в городе Ташкенте. Учился сначала в старой узбекской, затем в русской туземной школе(1910) и в медресе (1915–1917). Литературная деятельность Абдуллы Кадыри началась в 1915 г. Была опубликована его первое произведение – «Нестчастный жених, в 1916 г. – рассказы «Развратники», «Пир чертей» и другие.

В 1918–1919 гг. Абдулла Кадыри работал в учреждениях периодической печати. В 1924 г. он учился в Государственном институте журналистов им. В. Брюсова в Москве. В 1925–1926 гг. Кадыри работал литературным сотрудником редакции журнала «Муштум». Сатирические произведения писателя из цикла «О чем говорит злой Тошпулат», «Из записной книжки Калвака Махсума», созданы на основе традиций национального фольклора и письменной литературы утверждают реальную действительность и веру в светлое будущее. Эти произведения сыграли большую роль в формировании новой сатиры в узбекской литературе. Абдулла Кадыри – искусный мастер слова, романист. В 1919 г. он приступил к сбору материалов для романа «Минувшие дни», который был издан в 1922 г. в альманахе «Инкилоб», а в 1926 г. вышел отдельным изданием. Через три года писатель опубликовал второй исторический роман – «Скорпион из алтаря».

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Методика работы с текстами французской современной художественной литературы
Как уже было отмечено, изучающее чтение направлено на развитие понимания 100% информации, содержащейся в тексте. Кроме того, его задачей является сформировать у учащегося умение самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста (Фоломкина, 1981). В этой связи для реализации по ...

Современное понятие интеграции
Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвова ...

Организация соревнования учащихся
В школах пока мало используется такое средство стимулирования учебной деятельности как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово "соревнование" пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru