Народное образование Туркестана и их представители

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Народное образование Туркестана и их представители

Страница 2

Джадиды стремясь модернизировать мусульманскую систему образования, открыли ново-методные школы. Около 100 школ, в которых обучалось 8 – 10 тысяч учащихся. Программа этих школ включала: чтение, письмо на тюрки и фарси, арифметику, историю, географию. Большое место в этих школах занимала религия. Джадиды коренным образом изменили систему начального образования. Таким образом, движение джадидизм было разнообразным по сфере деятельности и по политическому окрасу. В целях социально-культурного развития в Средней Азии в новом направлении джадидские лидеры предложили ряд реформ в области образования, истории, орфографии, литературы и печати, религии и искусства. Джадиды выступали с идеями переоценки и усовершенствования этики, веры, правосудия, здравоохранения, улучшения положения женщин. Особую важность реформаторы предавали вопросу территориальной общности.

В 1913–1916 годах – они пытались дать название территории на которой они проживали – Туркестан.

Интерес джадидов не ограничивался только новым осмыслением среднеазиатской территории, их интерес распространялся на литературу, в том числе и учебную программу.

Из шести реформ проведенных джадидами первая была – в области образования. Джадиды стремились реформировать историографию Туркестана.

С 1903–1914 гг. ими были изданы несколько исторических хроник, в которых пересматривалась роль мангытской и кунгратской династии в жизни среднеазиатского народа.

Совместно с просветителями стран Ближнего Востока (в частности Турции, Азербайджана, Татарстана), в Туркестане были открыты широкие сети школ – «усули – жадиди», формировалась национальная печать, рождался театр, были организованы литературные чтения, благодаря чему родилась новая по своей сути национальная литература.

Своей просветительской и культурной направленностью джадидское движение внесло огромный вклад в развитие просвещения в Туркестане, и это обстоятельство стало темой ряда исследований. В своих диссертациях и научных статьях З. Миртурсунов, М. Махсумов, Н. Авазов и другие ученые-исследователи изучали просветительско-педагогические взгляды таких представителей джадидского движения, как С. Сиддики, А. Авлони, И. Ибрат, Х.Х. Ниязи, М. Бехбуди. А докторская диссертация Э. Аблаева посвящена исследованию педагогического наследия основателя джадидского движения Исмаила Гасперинского (Гасперали).

Американские ученые Э. Оллворт и М. Довсон дали глубокий научный анализ просветительско-культурной деятельности джадидов Туркестана.

Литературная и общественная деятельность джадидов стала предметом исследования ученых И. Турсунова, Б. Касымова, Н. Каримова, Э. Каримова, У. Долимова, С. Холбаева, Ш. Ризаева и других. В исследованиях вышеназванных авторов охвачены различные стороны деятельности ряда представителей джадидов Туркестана. Однако просветительско-педагогическая деятельность многих других представителей узбекско-джадидского движения, освещена эпизодично, в лучшем случае им посвящены лишь отдельные статьи. Поэтому, на сегодняшний день остро стоит вопрос изучения того богатого духовного наследия, который оставили джадиды своему народу.

Мунаввар Кори Абдурашидхонов поставил перед собой цель – просвещение своего народа, желая видеть его культурным во всех отношениях. По этому поводу он писал: «Я сожалею, что джадидским школам не дается статус подготовки политических и культурных борцов. Неужели мы в этих школах будем готовить торговцев на лавках, которые будут считать доходы и убытки….» Свои надежды он связал с джадидским движением и внес свою лепту в это движение.

Однако для новометодных школ в Туркестане отсутствовали единые учебные планы, программы и учебники, учителя сами создавали учебники и по ним обучали детей грамоте. Например, Рустамбек Юсуфбек (1880–1950), живший в махалле Лангар г. Ташкента и преподававший в школе, написал книгу «Таълими аввал», «Таълими соний».

Абдулла Авлони (1878–1934) – общественный и политический деятель, поэт и педагог Абдулла Авлони родился в Ташкенте. Образование получил в старой мусульманской школе и медресе.

В 1908 г. Авлони открывает школу для детей, где преподаёт родной язык, применяя новые методы обучения. Он обучает детей по своим книгам «Биринчи муаллим», «Иккинчи муаллим». Работа Авлони в области народного просвещения тесно связана с его деятельностью как писателя и поэта, режиссёра-постановщика и воспитателя талантливой театральной молодёжи. Созданный им в 1913 г. народный театр на дому пользовался большим успехом.

Разносторонняя деятельность Авлони была направлена на повышение политической сознательности народных масс, о чем свидетельствует, например, сборник «Сабзавор», выпущенный редакцией газеты «Садои Туркистон» («Голос Туркестана») в 1914 г. В статьях и стихотворениях этого сборника Авлони призывал народ к объединению и овладению наукой. С лета 1917 г. Авлони начинает выпуск газеты «Турон», на страницах которой появляются его статьи, посвященные вопросам организации народной школы, подготовки учительских кадров и издания учебников. В эти годы пишет и издаёт «Адабиёт» («Литература») – I–IV – книги, «Туркий гулистон» («Книга о нравственном воспитании по педагогике»), «Мактаб гулистони», сборник стихов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Функции контроля знаний и умений учащихся
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая1. Контрол ...

Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи: раскрытие ...

Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами
Когда мы говорим об интеграции аномальных детей в общество, мы обычно тут же начинаем рассуждать об этом с точки зрения предоставления им возможностей доступа к социальной и экономической жизни в физическом (буквальном) смысле, с точки зрения создания равных возможностей работы, говорим о дополните ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru