За выдающиеся заслуги перед Родиной, в области культуры и образования Ташмухамед Кори – Ниязов был удостоен рядом высоких государственных наград и орденами, а также стал лауреатом Государственной премии им. Беруни.
Культурное строительство в Узбекистане (1922–1990). По статистическим данным в 1929 г. в 165 общеобразовательных школах обучалось 37,5 тыс. учащихся. К 1939 г. грамотность населения, обучающихся на кирилице поднялась до 88,7%, а в 1970 – до 99,7%. В 1976 в постоянных дошкольных учреждениях воспитывалось около 1 560 тыс. детей.
В 1975–1976 учебных годах. в 10 тыс. общеобразовательных школах всех видов обучалось 4,8 млн. учащихся, в 273 профессионально-технических учебных заведениях – 117 тыс. учащихся (в т. ч. в 88 профессионально-технических учебных заведениях, дающих среднее образование, – 43 тыс. учащихся), в 187 средних специальных учебных заведениях -185,2 тыс. учащихся, в 42 вузах – 246,6 тыс. студентов.
В учебниках и учебных пособиях данного периода прослеживается зашоренность идеями и мыслями тоталитарной системы.
К 1950–60 годам крупнейшими высшими учебными заведениями Узбекистана являются: Ташкентский государственный университет, Ташкентский педагогический институт, Ташкентский медицинский институт, Ташкентский сельскохозяйственный институт, Ташкентский институт связи, Самаркандский государственный университет, Самаркандский медицинский институт, Бухарский педагогический университет, Бухарский технологический институт и др. В 1975 на 1000 чел., занятых в народном хозяйстве, приходилось 779 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1939 – 61 чел.). Ведущее научное учреждение республики – АН Узбеистана. В 1975 в научных учреждениях (включая вузы) работали 30,9 тыс. научных работников.
Значительное развитие получила сеть учреждений культуры. На 1 января 1975 действовали 26 театров, в том числе Узбекский театр оперы и балета им. А. Навои, Узбекский музыкальный театр им. Мукими, Узбекский театр драмы им. Хамзы, русский драматический театр им. М. Горького и др.; 4,5 тыс. стационарных киноустановок, 3,7 тыс. клубных учреждений. Крупнейшая республиканская библиотека – Государственная библиотека Узбекской ССР им. А. Навои (осн. в 1870; 4,2 млн. экз. книг, брошюр, журналов и др.); 6,3 тыс. массовых библиотек (39,8 млн. экз. книг и журналов); 31 музеев.
В 1975 выпущено 2147 названий книг и брошюр общим тиражом 36,0 млн. экз. (1219 названий тиражом 11,2 млн. экз. в 1940), в том числе 1037 названий на узбекском языке (тиражом 22,5 млн. экз.). Издавались 141 журналов годовым тиражом в 134,4 млн. экз.; выпускались 257 газет. Общий разовый тираж 4405 тыс. экз., годовой тираж – 881 млн. экз. На узбекском языке издавалось 169 газет. Узбекская информационное агентство (УзТАГ) основано в 1918 г., Республиканская книжная палата работает с 1926 г. Первые пробные радиопередачи проводились в 1922 г. в Ташкенте. В 1927 г. вступила в строй первая широковещательная радиостанция. Передачи велись на узбекском, русском, таджикском, казахском, каракалпакском, татарском и других языках. Республиканский телецентр в Ташкенте ведет передачи с 1958 на узбекском, русском, казахском языках.
Закон о языке. В октябре 1989 был принят закон, согласно которому государственным языком республики объявлялся узбекский. К концу 1990-х годов значительно расширилось использование государственного языка, однако русский язык все еще сохраняет большое значение как средство коммуникативной связи межнационального общения, интегрирование в мировое сообщество.
Статьи по педагогике:
Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом
В настоящее время одном из наиболее актуальных проблем развития коррекционной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех ст ...
Отечественный и зарубежный опыт непрерывного
обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы
Возраст, с которого дети начинают изучать информатику, неуклонно снижается. Об этом свидетельствует, как зарубежный, так и отечественный опыт, показывающий, что школьники младшего и среднего возраста хорошо усваивают основы информатики. В этой связи актуальными становятся принципы построения учебны ...
Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...