Вопросы просвещения и образования в Туркестане. До 1917 г. политическая власть была сосредоточена в руках нескольких правящих семей и родов, опиравшихся на поддержку военных. Мусульманское духовенство, помимо религиозной деятельности, выполняло определенные функции по воспитанию населения и решению правовых вопросов. Остальная часть общества состояла из торговцев, ремесленников, а также крестьян, составлявших основную массу населения.
В Туркестане с 1920 по 1925 гг. государство ставило своей задачей: организовать и укрепить новую школу, вовлечь в нее как, можно больше детей трудящихся, внедрить повсеместно в школу новое идейное содержание, подготовить новые кадры учителей.
В 1917–18 годах последовательно начали создаваться краевые советы народного образования, а на местах местные советы народного образования.
В мае 1918 года Туркестанская республика приступила, как она объявила, к созданию новой общедоступной школы. Ввели бесплатное обучение, отменили вступительные экзамены, обучение велось на родном языке.
В отношении мактабов и медресе была следующая мера: они лишались государственного финансирования. В государственных школах религиозных предметов не было. Не хватало учителей и учебников. Стали создаваться узбекские учебники. Был создан букварь Рахими, который пользовался большой популярностью в начальной школе. По нему стали обучать детй грамоте на узбекском языке. Появились учебники по математике, начальной географиии, «букварь для взрослых», хрестоматия «Тюркская школа» (перевод с татарского).
В 1921 году начал издаваться первый журнал для детей «Детский мир». В 1922 году увеличивается издание учебников. Учебники выдавались бесплатно, с условием, что потом вернут их в целости и сохранности. Сохранился интересный опыт многих школ. Например, школы в Фергане, где работали Хамза, Кори-Ниязов и др. выпускники этих школ сыграли свою роль в развитии педагогической мысли.
В этот же период стали открываться школы, в которых обучались дети, лишенные родителей. Среди учителей было не мало энтузиастов своего дела, энергично внедряющих новые прогрессивные методы обучения детей.
Одним из таких учителей был пользующийся широкой известностью в Узбекистане Акилхон Шарафутдинов. В 18 лет, после небольшой подготовки (1 год в русско-туземной школе и 3 года в медресе) Акилхон Шарафутдинов организовал в Той-Тюбе первую начальную школу с 70 учениками. Он был одним из лучших учителей-методистов по начальной школе, стал инициатором ведения предметного обучения, воспитания у учеников трудолюбия и трудовых навыков. Дети овладевали чтением, письмом и счетом, работали в саду, выпускали стенную газету, собирали коллекцию семян, рисовали. Шарафутдинов был автором целого ряда учебников и букваря, выдержавшего около 20 изданий.
Большое значение в организации учебно-воспитательной работы и оказании методической помощи учителям имели созданные в 1919–1928 гг. в Ташкенте школы на Беш-Агаче, I и II ступеней им. Алман с интернатом при ней. Занятия здесь проводились в хорошо оборудованных кабинетах. В школе были созданы музыкальный, драматический, радио классы и т.д.
В 1921 году школа была переименована в опытно-показательную трудовую школу, а затем преобразована в школьный городок. Кроме девятилетней школы в городке был организован детский сад, открыты педагогические и сельскохозяйственные классы с двухлетним курсом обучения на правах техникума. Основное внимание в школе уделялось вопросам политехнизации и подготовке учащихся к труду.
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогические особенности процесса развития самооценивания младших
школьников
По мнению И.В. Шаповаленко, в возрасте 7–11 лет активно развивается мотивационная – потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной дея ...
Золотое сечение, которое нас окружает
Книга природы написана на языке математики. Галилео Галилей (1564 - 1646). Живой организм, вытянутый в длину, таит для его владельца много опасностей. Змея погибает чаще из-за своего длинного тела. Ящерица отбрасывает хвост, если ей грозит опасность или её схватили за него. Раковина закручивается п ...
Особенности социального развития подростков
Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее сложным и важным, с точки зрения личностного развития, является подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт об ...