Культура, просвещение и образование в Узбекистане

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура, просвещение и образование в Узбекистане

Страница 4

Признание узбекского языка, как государственного расширила горизонты формирования национального самосознания народа, она отразила идеи прогрессивных мыслителей Востока, просвещенцев-джадидов, некоторые из которых в 1936–37 гг. были репрессированы именно за подобную свободолюбивую мысль, за идеи возрождения национальной независимости.

Образование. В 1989 в Узбекистане функционировало более 500 профессиональных и технических училищ и более 40 институтов. Существовало также четыре университета, в крупнейшем из которых, Ташкентском государственном университете (ТГУ), обучалось более 15 тыс. студентов, в том числе из зарубежных стран. Главной проблемой системы высшего образования является недостаточное финансирование. В результате плата за обучение повышается, и многие студенты не могут продолжать учебу. Кроме того, в 1989-е годы многие квалифицированные преподаватели и ученые так и не сумев реализовать свой научный потенциал в тоталитарной системе вынуждены эмигрировать из страны. Однако в эти годы в Узбекистане существует Академия наук; научные институты, принадлежащие к системе Академии, ведутся широкие исследования в самых различных областях науки, в том числе в математике, медицине, ядерной физике и геологии.

Литература и искусство. Начиная с 1960–1980 годов писатели и поэты Узбекистана: Ойбек, Хамид Гулям, Аскад Мухтор, Пиримкул Кодиров, Саидахмад, Улмас Умарбеков, Эркин Вохидов, Абдулла Арипов и др. сыграли важную роль в формировании национального самосознания молодежи. В середине 1980-х годов многие из них активно включились в общественно-политическую деятельность. В 1990-е годы многие поэты, сценаристы, представители других творческих профессий вернулись в систему образования и театр. В этот период в стране функционируют ок. 40 театров; Ташкентский театрально-художественный институт является крупнейшим в Средней Азии центром театрального образования.

В этот период в Узбекистане были созданы многочисленные музеи и библиотеки. Крупные художественные, этнографические и исторические музеи находятся в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве, Нукусе и других городах. Практически каждый город Узбекистана имеет собственный краеведческий музей. В библиотеках Ташкента, Самарканда и Бухары хранятся обширные собрания не только книг, но и древних рукописей.

Гафур Гулям (1903–1966). Одним из наиболее ярких представителей узбекской литературы в 1930–60 гг.был Гафур Гулям (1903–1966).

Гулям вместе с Хамзой заложил основы нового узбекского стихосложения. Постоянная тема его произведений – формирование нового человека, критика пережитков прошлого. Его перу принадлежат как поэтические произведения – поэмы «Динамо» (1931), юмористическая автобиографическая повесть «Озорник» о жизни ташкентцев начала 20 в., повести «Ядгар», «Оживший труп», «Кто виноват?». Во время войны были популярны его антифашистские стихи из сборника «Иду с Востока» (1943), удостоенного Государственной премии в 1946: «Я – еврей», «Ты не сирота», «Время», «Праздник на нашей улице» и др. В послевоенный период он воспевал жизнь на родной земле: «Все – твое» (1947), и др. Гулям перевел на узбекский язык произведения Александра Сергеевича Пушкина, Владимира Маяковского, Уильяма Шекспира, Саади Шерози.

Другой известный узбекский прозаик Абдулла Каххар (р. 1907) в романах «Отбосар» и «Сароб» описывал трудности коллективизации в деревне. В узбекской поэзии появились новые имена – Гайрати (поэмы «Онамга хат», «Джинаста»), Султан Джура («Джордано Бруно», «Поэма о канале»), Ойдин, Айбек, Хамид Алимджан (1909–1945) (поэмы «Махорат», «Улим ёвга», «Зайнаб ва Амон» и др.) и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слух ...

Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса»
Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все должно быть прекрасно…» - Добрый ден ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru