Культура, просвещение и образование в Узбекистане

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Культура, просвещение и образование в Узбекистане

Страница 4

Признание узбекского языка, как государственного расширила горизонты формирования национального самосознания народа, она отразила идеи прогрессивных мыслителей Востока, просвещенцев-джадидов, некоторые из которых в 1936–37 гг. были репрессированы именно за подобную свободолюбивую мысль, за идеи возрождения национальной независимости.

Образование. В 1989 в Узбекистане функционировало более 500 профессиональных и технических училищ и более 40 институтов. Существовало также четыре университета, в крупнейшем из которых, Ташкентском государственном университете (ТГУ), обучалось более 15 тыс. студентов, в том числе из зарубежных стран. Главной проблемой системы высшего образования является недостаточное финансирование. В результате плата за обучение повышается, и многие студенты не могут продолжать учебу. Кроме того, в 1989-е годы многие квалифицированные преподаватели и ученые так и не сумев реализовать свой научный потенциал в тоталитарной системе вынуждены эмигрировать из страны. Однако в эти годы в Узбекистане существует Академия наук; научные институты, принадлежащие к системе Академии, ведутся широкие исследования в самых различных областях науки, в том числе в математике, медицине, ядерной физике и геологии.

Литература и искусство. Начиная с 1960–1980 годов писатели и поэты Узбекистана: Ойбек, Хамид Гулям, Аскад Мухтор, Пиримкул Кодиров, Саидахмад, Улмас Умарбеков, Эркин Вохидов, Абдулла Арипов и др. сыграли важную роль в формировании национального самосознания молодежи. В середине 1980-х годов многие из них активно включились в общественно-политическую деятельность. В 1990-е годы многие поэты, сценаристы, представители других творческих профессий вернулись в систему образования и театр. В этот период в стране функционируют ок. 40 театров; Ташкентский театрально-художественный институт является крупнейшим в Средней Азии центром театрального образования.

В этот период в Узбекистане были созданы многочисленные музеи и библиотеки. Крупные художественные, этнографические и исторические музеи находятся в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве, Нукусе и других городах. Практически каждый город Узбекистана имеет собственный краеведческий музей. В библиотеках Ташкента, Самарканда и Бухары хранятся обширные собрания не только книг, но и древних рукописей.

Гафур Гулям (1903–1966). Одним из наиболее ярких представителей узбекской литературы в 1930–60 гг.был Гафур Гулям (1903–1966).

Гулям вместе с Хамзой заложил основы нового узбекского стихосложения. Постоянная тема его произведений – формирование нового человека, критика пережитков прошлого. Его перу принадлежат как поэтические произведения – поэмы «Динамо» (1931), юмористическая автобиографическая повесть «Озорник» о жизни ташкентцев начала 20 в., повести «Ядгар», «Оживший труп», «Кто виноват?». Во время войны были популярны его антифашистские стихи из сборника «Иду с Востока» (1943), удостоенного Государственной премии в 1946: «Я – еврей», «Ты не сирота», «Время», «Праздник на нашей улице» и др. В послевоенный период он воспевал жизнь на родной земле: «Все – твое» (1947), и др. Гулям перевел на узбекский язык произведения Александра Сергеевича Пушкина, Владимира Маяковского, Уильяма Шекспира, Саади Шерози.

Другой известный узбекский прозаик Абдулла Каххар (р. 1907) в романах «Отбосар» и «Сароб» описывал трудности коллективизации в деревне. В узбекской поэзии появились новые имена – Гайрати (поэмы «Онамга хат», «Джинаста»), Султан Джура («Джордано Бруно», «Поэма о канале»), Ойдин, Айбек, Хамид Алимджан (1909–1945) (поэмы «Махорат», «Улим ёвга», «Зайнаб ва Амон» и др.) и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru