Следует также особое внимание обратить на сформированность обобщенных теоретических знаний о закономерностях музыкально-педагогического и исполнительского искусства. Теоретические обобщения дают возможность усваивать знания в определенной системе и применять их не только в конкретных ситуациях, на основе которых они вырабатываются, но и во всех других, относящихся к данной области, путем переноса знаний в новые условия. Обобщения служат основой для выбора определенного вида деятельности, ибо нет деятельности «вообще», а есть деятельность как способ познания. Большое значение в связи с этим приобретает познавательная активность учителя, которая лежит в основе творческой деятельности, способствует проявлению индивидуальности, дает толчок к дальнейшему самообразованию.
Итак, повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителя музыки немыслимы без выработки у него потребности в творческой работе и готовности к постоянному самообразованию, как в стенах института, так и по его окончании. Проблема самообразования, в свою очередь, связана с высоким уровнем профессиональных интересов и стремлением обновления своих знаний, что может быть достигнуто при условии интенсификации познавательной деятельности сегодняшнего студента и завтрашнего учителя. В первые же годы работы, когда будущие учителя — выпускники дневных отделений— приобщаются к учительской специальности и у них формируются профессиональные знания и умения, оказывается, что в практической деятельности требуется их обновление, то есть учитель должен систематически работать над собой. В условиях заочных отделений, где работающие учителя повышают свою квалификацию, уже сама специфика обучения требует высокого уровня самостоятельной работы и творческого подхода к освоению изучаемого материала.
В связи с этим на первый план выдвигается задача формирования навыков самостоятельности и интеллектуальной активности, которые не только повышают качественный уровень обучения в целом, но способствуют подготовке учителя к дальнейшему приобретению знаний в повседневной практической деятельности.
Готовность к самообразованию, как свойство личности учителя музыки, должна формироваться в стенах института и закрепляться всей дальнейшей практической деятельностью. Тогда первоначально сформированное умение перерастет в жизненную потребность и послужит основой для творческого подхода к явлениям повседневной практики, выработки исследовательской позиции учителя. Только при этом условии он сможет осуществлять музыкально-эстетическое воспитание и обучение школьников на уровне современных требований передовой педагогической науки и практики.
Обогащая опыт творческого планирования музыкальных занятий, учитель приобретает проектировочные, конструктивные умения. К ним относятся: видение перспективы учебно-воспитательных задач и определение целей и задач каждого урока; умение мысленно проигрывать возможные способы их решения и находить оптимальное сочетание средств и методов, сосредотачивая внимание, прежде всего на активности учащихся.
Статьи по педагогике:
Особенности социального развития подростков
Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее сложным и важным, с точки зрения личностного развития, является подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт об ...
Теоретические основы педагогического общения
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют ...
Теории развития личности
Сложность понимания личностного становления человека породила многообразие подходов, объясняющих природу и пути формирования личности. Вспомним, какие факторы предопределяют развитие личности. Это прежде всего биологические факторы: наследственность, анатомо-физиологическая структура биологического ...