Следует также особое внимание обратить на сформированность обобщенных теоретических знаний о закономерностях музыкально-педагогического и исполнительского искусства. Теоретические обобщения дают возможность усваивать знания в определенной системе и применять их не только в конкретных ситуациях, на основе которых они вырабатываются, но и во всех других, относящихся к данной области, путем переноса знаний в новые условия. Обобщения служат основой для выбора определенного вида деятельности, ибо нет деятельности «вообще», а есть деятельность как способ познания. Большое значение в связи с этим приобретает познавательная активность учителя, которая лежит в основе творческой деятельности, способствует проявлению индивидуальности, дает толчок к дальнейшему самообразованию.
Итак, повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителя музыки немыслимы без выработки у него потребности в творческой работе и готовности к постоянному самообразованию, как в стенах института, так и по его окончании. Проблема самообразования, в свою очередь, связана с высоким уровнем профессиональных интересов и стремлением обновления своих знаний, что может быть достигнуто при условии интенсификации познавательной деятельности сегодняшнего студента и завтрашнего учителя. В первые же годы работы, когда будущие учителя — выпускники дневных отделений— приобщаются к учительской специальности и у них формируются профессиональные знания и умения, оказывается, что в практической деятельности требуется их обновление, то есть учитель должен систематически работать над собой. В условиях заочных отделений, где работающие учителя повышают свою квалификацию, уже сама специфика обучения требует высокого уровня самостоятельной работы и творческого подхода к освоению изучаемого материала.
В связи с этим на первый план выдвигается задача формирования навыков самостоятельности и интеллектуальной активности, которые не только повышают качественный уровень обучения в целом, но способствуют подготовке учителя к дальнейшему приобретению знаний в повседневной практической деятельности.
Готовность к самообразованию, как свойство личности учителя музыки, должна формироваться в стенах института и закрепляться всей дальнейшей практической деятельностью. Тогда первоначально сформированное умение перерастет в жизненную потребность и послужит основой для творческого подхода к явлениям повседневной практики, выработки исследовательской позиции учителя. Только при этом условии он сможет осуществлять музыкально-эстетическое воспитание и обучение школьников на уровне современных требований передовой педагогической науки и практики.
Обогащая опыт творческого планирования музыкальных занятий, учитель приобретает проектировочные, конструктивные умения. К ним относятся: видение перспективы учебно-воспитательных задач и определение целей и задач каждого урока; умение мысленно проигрывать возможные способы их решения и находить оптимальное сочетание средств и методов, сосредотачивая внимание, прежде всего на активности учащихся.
Статьи по педагогике:
Деятельность как фактор развития школьников
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...
Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
В российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики и педагогики в целом. Социально-педагогическая деятельност ...
Особенности культурно-досуговой деятельности детей
Основной принцип работы с детьми - рациональная организация их досуга. Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, студиях. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расшире ...