Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Образование и воспитание » Конструктивная деятельность учителя музыки » Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Страница 3

В деятельности учителя музыки можно выделить несколько направлений. Среди них: организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское. Каждое требует определенных знаний и умений.

Организационное направление в работе связано с целенаправленными действиями учителя музыки по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действии учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе. Для этого необходимо знать:

основные формы организации музыкальной деятельности учащихся в школе;

содержание программы «Музыка», ее идейно-теоретические основы, дидактические принципы и методы;

художественные достоинства и воспитательное значение произведений, используемых как на уроках музыки, так и во внеклассной работе;

возрастные особенности школьников;

уметь:

выбирать наиболее эффективные (для данного класса и школы) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;

конструировать музыкальные уроки: составлять план-конспект, отбирать необходимые музыкальные произведения, применять наиболее продуктивные методы обучения музыке;

формулировать и решать педагогические задачи;

создавать и использовать проблемные педагогические ситуации для решения как ретроспективных, так и перспективных задач, связанных с усвоением программы «Музыка»;

выбирать, учитывая уровень общемузыкального и исполнительского развития данного класса, наиболее целесообразные виды музыкальной деятельности, способствующие активному проявлению музыкальных способностей детей;

проектировать собственно педагогические действия и действия учащихся, связанные с усвоением школьниками ключевых знаний и формированием их исполнительских умений и навыков;

побуждать учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам;

активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях;

планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого уровня музыкального развития конкретного класса;

пользоваться техническими средствами обучения.

Познавательное направление связано с действиями учителя по управлению мыслительной деятельностью школьников, а также с повышением собственного интеллектуального уровня. Эти действия требуют от учителя знания:

методологических и психолого-педагогических основ научной теории;

дидактических принципов формирования знаний, умений и навыков;

возможностей управления познавательными процессами и последовательного, постепенного формирования умственных действий;

особенностей развития логических действий и операций при осуществлении музыкальной деятельности;

умений:

осуществлять развивающий характер обучения путем использования различных форм деятельности учащихся и постепенного наращивания их знаний и умений;

строить обучение на основе логически четко выстроенного объяснения;

давать систематизированные знания, используя межпредметные связи;

делать обобщающие выводы и логически увязывать предыдущий материал с последующим;

воспитывать самостоятельное и деятельное отношение учащихся к музыкальным знаниям.

Эмоциональное направление проявляется в действиях учителя, продиктованных его отношением к музыкальному искусству, его способностью чутко реагировать на все прекрасное в жизни, его стремлением формировать чувство прекрасного у учащихся, воспитывать у них увлеченность музыкальным искусством. Для этого необходимо знать:

социальную роль музыкального воспитания в системе воспитательной работы в школе;

значение эмоциональной культуры (отзывчивости на музыку и чувственного восприятия) для формирования гармонически развитой личности;

особенности воздействия музыкального искусства на человека;

основные положения педагогики и психологии по формированию интереса школьников к музыкальным занятиям;

уметь:

воспитывать эмоциональное отношение к музыке;

управлять развитием музыкально-эстетических потребностей, эстетического вкуса и интереса;

формировать понимание прекрасного в единстве его идейно-образного содержания и совершенства музыкальной формы;

воспитывать средствами музыкального искусства понимание прекрасного в окружающей жизни, понимание красоты подвига, борьбы за счастье человека, патриотизм, интернационализм;

воспитывать чувства (уверенность, радость, сомнение, удивление и т. д.), без которых невозможна полноценная деятельность человека;

стремиться к выявлению ярких эмоциональных впечатлений, создающих условия для рождения жизненных и художественных ассоциаций;

постоянно поддерживать на уроке необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному усвоению музыкального материала;

расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся, помогающих углубленному пониманию музыкального искусства.

Исходя из программы, перед учителями поставлены задачи: планировать и конструировать внеклассное занятие с учетом новой программы по музыке; владеть элементарными навыками лекторско – исполнительского мастерства; анализировать собственный опыт и давать самооценку своим достижениям и неудачам; анализировать опыт своих коллег с целью обобщения и использования эффективных форм и методов работы с учащимися.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте
Чтение, по словам многих учёных, психологов, педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. "Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль ...

Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...

Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru