Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Образование и воспитание » Конструктивная деятельность учителя музыки » Особенности преподавательской деятельности учителя музыки

Страница 3

В деятельности учителя музыки можно выделить несколько направлений. Среди них: организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское. Каждое требует определенных знаний и умений.

Организационное направление в работе связано с целенаправленными действиями учителя музыки по планированию и организации учебно-воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действии учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе. Для этого необходимо знать:

основные формы организации музыкальной деятельности учащихся в школе;

содержание программы «Музыка», ее идейно-теоретические основы, дидактические принципы и методы;

художественные достоинства и воспитательное значение произведений, используемых как на уроках музыки, так и во внеклассной работе;

возрастные особенности школьников;

уметь:

выбирать наиболее эффективные (для данного класса и школы) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса;

конструировать музыкальные уроки: составлять план-конспект, отбирать необходимые музыкальные произведения, применять наиболее продуктивные методы обучения музыке;

формулировать и решать педагогические задачи;

создавать и использовать проблемные педагогические ситуации для решения как ретроспективных, так и перспективных задач, связанных с усвоением программы «Музыка»;

выбирать, учитывая уровень общемузыкального и исполнительского развития данного класса, наиболее целесообразные виды музыкальной деятельности, способствующие активному проявлению музыкальных способностей детей;

проектировать собственно педагогические действия и действия учащихся, связанные с усвоением школьниками ключевых знаний и формированием их исполнительских умений и навыков;

побуждать учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам;

активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях;

планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого уровня музыкального развития конкретного класса;

пользоваться техническими средствами обучения.

Познавательное направление связано с действиями учителя по управлению мыслительной деятельностью школьников, а также с повышением собственного интеллектуального уровня. Эти действия требуют от учителя знания:

методологических и психолого-педагогических основ научной теории;

дидактических принципов формирования знаний, умений и навыков;

возможностей управления познавательными процессами и последовательного, постепенного формирования умственных действий;

особенностей развития логических действий и операций при осуществлении музыкальной деятельности;

умений:

осуществлять развивающий характер обучения путем использования различных форм деятельности учащихся и постепенного наращивания их знаний и умений;

строить обучение на основе логически четко выстроенного объяснения;

давать систематизированные знания, используя межпредметные связи;

делать обобщающие выводы и логически увязывать предыдущий материал с последующим;

воспитывать самостоятельное и деятельное отношение учащихся к музыкальным знаниям.

Эмоциональное направление проявляется в действиях учителя, продиктованных его отношением к музыкальному искусству, его способностью чутко реагировать на все прекрасное в жизни, его стремлением формировать чувство прекрасного у учащихся, воспитывать у них увлеченность музыкальным искусством. Для этого необходимо знать:

социальную роль музыкального воспитания в системе воспитательной работы в школе;

значение эмоциональной культуры (отзывчивости на музыку и чувственного восприятия) для формирования гармонически развитой личности;

особенности воздействия музыкального искусства на человека;

основные положения педагогики и психологии по формированию интереса школьников к музыкальным занятиям;

уметь:

воспитывать эмоциональное отношение к музыке;

управлять развитием музыкально-эстетических потребностей, эстетического вкуса и интереса;

формировать понимание прекрасного в единстве его идейно-образного содержания и совершенства музыкальной формы;

воспитывать средствами музыкального искусства понимание прекрасного в окружающей жизни, понимание красоты подвига, борьбы за счастье человека, патриотизм, интернационализм;

воспитывать чувства (уверенность, радость, сомнение, удивление и т. д.), без которых невозможна полноценная деятельность человека;

стремиться к выявлению ярких эмоциональных впечатлений, создающих условия для рождения жизненных и художественных ассоциаций;

постоянно поддерживать на уроке необходимый эмоциональный настрой, способствующий полноценному усвоению музыкального материала;

расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся, помогающих углубленному пониманию музыкального искусства.

Исходя из программы, перед учителями поставлены задачи: планировать и конструировать внеклассное занятие с учетом новой программы по музыке; владеть элементарными навыками лекторско – исполнительского мастерства; анализировать собственный опыт и давать самооценку своим достижениям и неудачам; анализировать опыт своих коллег с целью обобщения и использования эффективных форм и методов работы с учащимися.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, являе­тся поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходи­мость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране ...

Проведение мероприятий по формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта
В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращени ...

Применение методов Е.Б. Вахтангова в христианском театре
Методом настоящего христианского актерского мастерства протестантами и православными была провозглашена школа Евгения Вахтангова (1883-1922), педагога и режиссера, одного из учеников и помощников Константина Станиславского. Безусловно, в учении Вахтангова христиане находили и по-своему развивали те ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru